Стратегический проект
«Русская Арктика» набрал ход

Русская Арктика
Борис Павлович Ивченко, профессор, д. т. н., заслуженный деятель науки РФ, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, постоянный гость нашего журнала, как авторитетный специалист в вопросах развития Русской Арктики, всегда с готовностью откликается на просьбы редакции ответить на новые вопросы читателей.
Текст: Михаил Яковлев
Фото: предоставлены Б. П. Ивченко
Стратегический проект
«Русская Арктика» набрал ход
Русская Арктика
Борис Павлович Ивченко, профессор, д. т. н., заслуженный деятель науки РФ, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, постоянный гость нашего журнала, как авторитетный специалист в вопросах развития Русской Арктики, всегда с готовностью откликается на просьбы редакции ответить на новые вопросы читателей.
Текст: Михаил Яковлев
Фото: предоставлены Б. П. Ивченко
– Есть настоящие профессионалы кораблевождения, авторитетные мореходы, знающие коварство морей и океанов, сложные фарватеры, гавани, фьорды, опасные мели и рифы, течения и движения льдов, они лучше вам ответят. Не буду отбирать их хлеб. Как специалист по сложным системам управления скажу, что функционал штурмана, управления у таких объектов никогда не исчезнет, но он сегодня получает такие невиданные, совершенные инструменты в свои руки, что эффективность, четкость штурманской работы возрастает неизмеримо, а это безопасность кораблевождения, экономичность судоходства и многое-многое другое.

Два примера. Скоро, к 2023 году, будет достроена база, на которой будут обслуживаться новейшие подводные морские роботизированные беспилотные комплексы с ядерной силовой установкой «Посейдон». Они со сверхвысокой скоростью, сами прокладывая на придонных глубинах оптимальный маршрут, самостоятельно найдут и уничтожат заданную цель даже в дальних морских зонах. Ни в боевом охранении авианосной или любой другой корабельной группы, ни на береговом объекте условного противника их не успеют даже заметить, тем более среагировать. Но любому такому пуску «Посейдона» предшествует тонкая штурманская работа, которую выполняет искусственный интеллект, он и ведет дальше изделие.

Другой знаковый пример. В конце февраля в порт Сабетта вернулся после кругового рейса в Цзянсу (КНР) танкер-газовоз ледокольного класса «Кристоф де Маржери». Он, выйдя 5 января из порта с грузом сжиженного газа, за 11 суток без ледокольной проводки прошел весь маршрут на восток, в порт выгрузки, и только обратно, у мыса Дежнева на западном обратном ходе, принял ледовую проводку атомохода «50 лет Победы». Кстати, часть пути, около 10 % маршрута всего СМП, ледовые сжатия и торосистые участки в Чукотском и Восточно-Сибирском морях заставили судно идти кормой вперед. Представляете штурманское искусство и мастерство капитана в таких ситуациях? Они явно не сверялись только со звездами и одним компасом на мостике. У них на мониторах вся метео– и ледовая картина на десятки и сотни миль вокруг и по всему маршруту, вся входящая навигационная информация с десятков спутников, береговых, островных и передвижных станций.
Нет, штурмана на корабле никакой навигационный суперкомплекс, даже с искусственным интеллектом, полностью пока не заменит. Знаете, нам бы больше привлечь на Север людей с естественным интеллектом, а железо и софт мы обеспечим.

– Борис Павлович, вы привели свежие примеры достаточно выдающихся достижений, но вот, в частности, у меня, постоянно находящегося в гуще арктических новостей, может быть от их переизбытка, перенасыщения, возникает ощущение какой-то уже обыденности, ну вот как достижения страны в сельском хозяйстве или в развитии цифровых технологий. Нет, я не умаляю достижений. Напротив, у меня просто дух захватывает, когда сообщают то о закладке суператомохода «Лидер» на стапелях «Звезды», то о строящейся серии семи ледоколов проекта 22220 на Балтийском заводе или до полусотни крупных танкеров-газовозов, десятков траулеров, рыболовных комплексов, рыбозаводов. А что делается под Мурманском, в Белокаменке! Строится целый город – завод по производству плавучих заводов СПГ. Размеры возводимых сооружений, сухих доков просто циклопические, новый причальный фронт – 1,3 километра. Или вот глава «Роснефти» Игорь Сечин докладывает на днях президенту, что в прошлом году нами открыты новые огромные месторождения нефти и газа в Карском море, названные именами маршала Жукова и маршала Рокоссовского, а ещё Западно-Иркинское на севере Таймыра. Запасы реальные, утвержденные, более 4 млрд баррелей нефтяного эквивалента (БНЭ). Они поражают воображение не только серьезных экспертов нефтяного рынка. От таких новостей на Западе желающие «разорвать нас в клочья» сами лопнут от злости и зависти. У меня же просто нет слов от восторга, от восхищения мощью и масштабом такого бурного экономического наступления по всему фронту задач. Мы вступили в новый этап развития Арктики?

– Да, можно сказать и так. Конечно, романтические времена подвигов Челюскина, Лаптева, Шмидта, Чкалова, первых экспедиций, дрейфующих полярных станций ушли в историю. Сегодня есть ощущение спокойной, уверенной, ритмичной поступи, и я рад этому, хотя романтика в Арктике на каждом шагу. Наша страна вступила на арктическом направлении в пору зрелости всей своей национальной политики, ясности ее целей, полной уверенности в своих силах для их достижения. Провидческие мечты XVIII века великого Михаила Ломоносова, высказанные в его статье «О приуготовлении к мореплаванию Сибирским океаном» («…российское могущество будет прирастать Сибирью и Северным океаном…»), на наших глазах ежедневно практически воплощаются в жизнь. Еще несколько лет назад мы только нащупывали оптимальный фарватер движения всего стратегического проекта «Русская Арктика», формулировали отдельные элементы, блоки стратегии обеспечения национальной безопасности в АЗРФ. На страницах вашего журнала я уже рассказывал о первых шагах, которые делало государство, его руководство, лично президент Владимир Путин еще в начале 2000 годов, чтобы вернуть Арктику стране, вдохнуть в нее новую жизнь. Последние 2–3 года были переломными, и даже пандемия не затормозила наше движение. Напротив, о чем я рассказывал читателям журнала еще летом, произошла некая мобилизация, синергия усилий, выросла оперативность, четкость, слаженность работы Правительства РФ, региональной власти, всех экономических субъектов на этом направлении. Отсюда впечатляющие результаты.

Огромное число специалистов министерств, ведомств, научных коллективов работали над созданием «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года», утвержденной Указом Президента РФ от 26.10.2020 № 645, над «Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период 2035 года», утвержденных Указом Президента РФ № 164 от 5 марта 2020 года, государственной программой Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» на период до 2025 года в редакции Постановления Правительства от 31.03.2020 № 381, Федеральным законом от 13.07.2020 № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации», также Федеральными законами № 194-ФЗ, № 195-ФЗ, внесшими важнейшие изменения в Налоговый кодекс РФ, над другими важными документами, нормативными актами.

Весь этот массив правовых документов сформировал не только четкую систему правоотношений различных субъектов, выстроил иерархию целевых задач, плановых параметров, но он также создал разветвленную кровеносную систему финансовых артерий, сосудов, капилляров, через которую государственные бюджетные и частные инвестиционные финансы привели в движение всю огромную махину стратегического проекта «Русская Арктика», в который стала вовлеченной едва ли не вся страна. Ведь все эти планы органично увязаны с принятыми национальными проектами, государственными программами, бюджетными обязательствами, каждая строка, дата, каждая цифра просчитана, взвешена.

Вы упоминали в начале беседы о гигантской стройке города – завода по производству плавучих заводов СПГ в Белокаменке под Мурманском. Там в основном частные деньги компании НОВАТЭК. Но вот 1 февраля 2021 года председатель правительства России М. Мишустин подписал распоряжение № 209 о реализации в АЗРФ – уже при господдержке – еще шести крупных инвестпроектов. Все со сроками окончания в 2024–2027 годах. Речь идет о создании горно-металлургического комбината в Мурманской области, освоении Сырадасайского каменноугольного месторождения на Таймыре и открытии предприятия по добыче и переработке свинцово-цинковых руд на острове Южном архипелага Новая Земля. В перечень также попали специализированный глубоководный терминал для перевалки минеральных удобрений в порту Мурманска, завод для разведения лосося и форели в Мурманской же области, проект технического перевооружения порта Витино и Беломорской нефтебазы. Компании, которые их реализуют, а это около 200 млрд рублей инвестиций, смогут рассчитывать на безвозвратную субсидию от государства в размере до 20 % своих вложений.

За четыре месяца работы новой системы преференций в Арктике, юридически ставшей специальной экономической зоной, в портфель заявок за 2020 год было внесено 260 новых проектов с инвестициями свыше 750 млрд рублей, это без учета мегапроектов НОВАТЭКа, «Роснефти» и «Норникеля». 43 инвестора с проектами на 428,5 млрд рублей и созданием 9,7 тыс. рабочих мест уже стали получателями новых мер государственной поддержки. Создание системы преференций позволило инвесторам принять или ускорить инвестиционное решение по таким крупным проектам, как: строительство нового ЦБК на севере Карелии с объемом инвестиций 86 млрд рублей и созданием 660 рабочих мест; освоение месторождения платиноидов «Федорова тундра» в Мурманской области, это 82,8 млрд рублей, 1 200 новых рабочих мест; модернизация Ковдорского ГОКа, 20,7 млрд рублей, 130 рабочих мест; строительство нового терминала навалочных грузов в порту Мурманск, 13,4 млрд рублей, 250 рабочих мест; горнолыжный комплекс «Порт Лиинахамари», 12,5 млрд рублей, 250 рабочих мест. Замечу, это только крупные, заметные проекты, а сколько работы нашлось для мелкого и среднего бизнеса, причем не только в производственных отраслях, но и в сферах социальных, гуманитарных.

Честно говоря, зная подчас предельную осторожность, недоверие и даже неповоротливость нашего бизнеса, я не ожидал такого энтузиазма в этой достаточно рискованной экономической зоне нашей страны. Предусмотренное госпрограммой развития АЗРФ на 2021–2024 годы финансирование в 22,6 млрд бюджетных рублей привлекает около 0,5 трлн рублей частных инвестиций. Создан устойчивый предпринимательский климат. Это сильно, это успех. Допускаю, что сыграли свою роль еще и западные санкции, неуверенность российских резидентов в надежности своих инвестиций за рубежом, меры государства по сокращению возможностей использования офшорных юрисдикций. Если это так, то, значит, были приняты правильные решения – жаль, что с опозданием. Отток капитала из России всё еще велик.

– В Мурманской области согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.05.2020 года № 656 создана территория опережающего социально-экономического развития «Столица Арктики». Мы в Санкт-Петербурге, особенно когда принимаем у себя крупные международные арктические форумы, руководство России, глав государств, привычно полагаем, что столица всего стратегического проекта «Русская Арктика» перемещается тоже сюда.

– Столица Арктики и должна быть в АЗРФ, а границы ее, состав территорий, входящих в нее, определены точно и поименованы в Указе Президента РФ от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» в редакции 2020 года, поэтому почему бы не назвать так красиво ТОР под Мурманском.
Нам столичной славы и так достаточно. Санкт-Петербург – исторически крупнейший центр арктических исследований и компетенций, у нас ряд центров подготовки уникальных специалистов для Севера, для функционирования СМП. Здесь строят атомный ледокольный флот и еще много чего делают для развития АЗРФ, для людей, живущих и работающих там. Создан научно-производственный арктический кластер Санкт Петербурга, который стал своеобразной «точкой сборки» сотен проектов. Но эта тема достойна целого рассказа в вашем журнале, естественно с участием Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики.

Я надеюсь, что пандемию COVID-19 мы вскоре сумеем укротить, научиться ее контролировать и вернуть жизнь в привычное русло, дать волю общению, дискуссии, коллективному творчеству. По решению № 1380-р Правительства РФ от 22 мая 2020 года в 2021 году очередной Международный арктический форум «Арктика – территория диалога» вновь пройдет в Санкт-Петербурге. К нам приедет вся страна, зарубежные руководители, специалисты, ученые, и в определенном смысле на эти дни столица Арктики вновь окажется здесь. Мы обсудим весь фронт наших результатов, выявим промахи, слабые места, но уже всем ясно, что стратегический проект «Русская Арктика» набрал нужный ход, с капитанского мостика ему дана команда на руль «Так держать!», а машине – «Полный вперед!». И такой ход уже не остановить никому в мире.
– Борис Павлович, 20 февраля 2020 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин, встречаясь с президентом страны Владимиром Путиным, доложил ему, что к 2030 году точность определения координат объектов на поверхности планеты спутниками нашей группировки ГЛОНАСС будет не более 1,3 метра. Вскоре, уже 28 февраля, с Байконура стартовала наше ракета «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и вывела на высокоэллиптическую орбиту первый космический аппарат «Арктика М». Два таких аппарата позволят постоянно получать чрезвычайно четкое обзорное изображение северной полярной области Земли и прилегающих к ней территорий не реже чем раз в 15–30 минут, и это запланировано на ближайшее время. Скажите, не исчезнет ли в таком случае на морском флоте профессия штурмана, как, например, на воздушных пассажирских судах, или вообще по СМП скоро будут ходить суда-роботы, я уж не говорю о существующих уже новых видах вооружений, тяжелых беспилотниках, танках, роботах разминирования, катерах-тральщиках, различных автомобилях без водителей?
– Есть настоящие профессионалы кораблевождения, авторитетные мореходы, знающие коварство морей и океанов, сложные фарватеры, гавани, фьорды, опасные мели и рифы, течения и движения льдов, они лучше вам ответят. Не буду отбирать их хлеб. Как специалист по сложным системам управления скажу, что функционал штурмана, управления у таких объектов никогда не исчезнет, но он сегодня получает такие невиданные, совершенные инструменты в свои руки, что эффективность, четкость штурманской работы возрастает неизмеримо, а это безопасность кораблевождения, экономичность судоходства и многое-многое другое.

Два примера. Скоро, к 2023 году, будет достроена база, на которой будут обслуживаться новейшие подводные морские роботизированные беспилотные комплексы с ядерной силовой установкой «Посейдон». Они со сверхвысокой скоростью, сами прокладывая на придонных глубинах оптимальный маршрут, самостоятельно найдут и уничтожат заданную цель даже в дальних морских зонах. Ни в боевом охранении авианосной или любой другой корабельной группы, ни на береговом объекте условного противника их не успеют даже заметить, тем более среагировать. Но любому такому пуску «Посейдона» предшествует тонкая штурманская работа, которую выполняет искусственный интеллект, он и ведет дальше изделие.

Другой знаковый пример. В конце февраля в порт Сабетта вернулся после кругового рейса в Цзянсу (КНР) танкер-газовоз ледокольного класса «Кристоф де Маржери». Он, выйдя 5 января из порта с грузом сжиженного газа, за 11 суток без ледокольной проводки прошел весь маршрут на восток, в порт выгрузки, и только обратно, у мыса Дежнева на западном обратном ходе, принял ледовую проводку атомохода «50 лет Победы». Кстати, часть пути, около 10 % маршрута всего СМП, ледовые сжатия и торосистые участки в Чукотском и Восточно-Сибирском морях заставили судно идти кормой вперед. Представляете штурманское искусство и мастерство капитана в таких ситуациях? Они явно не сверялись только со звездами и одним компасом на мостике. У них на мониторах вся метео– и ледовая картина на десятки и сотни миль вокруг и по всему маршруту, вся входящая навигационная информация с десятков спутников, береговых, островных и передвижных станций.
Нет, штурмана на корабле никакой навигационный суперкомплекс, даже с искусственным интеллектом, полностью пока не заменит. Знаете, нам бы больше привлечь на Север людей с естественным интеллектом, а железо и софт мы обеспечим.

– Борис Павлович, вы привели свежие примеры достаточно выдающихся достижений, но вот, в частности, у меня, постоянно находящегося в гуще арктических новостей, может быть от их переизбытка, перенасыщения, возникает ощущение какой-то уже обыденности, ну вот как достижения страны в сельском хозяйстве или в развитии цифровых технологий. Нет, я не умаляю достижений. Напротив, у меня просто дух захватывает, когда сообщают то о закладке суператомохода «Лидер» на стапелях «Звезды», то о строящейся серии семи ледоколов проекта 22220 на Балтийском заводе или до полусотни крупных танкеров-газовозов, десятков траулеров, рыболовных комплексов, рыбозаводов. А что делается под Мурманском, в Белокаменке! Строится целый город – завод по производству плавучих заводов СПГ. Размеры возводимых сооружений, сухих доков просто циклопические, новый причальный фронт – 1,3 километра. Или вот глава «Роснефти» Игорь Сечин докладывает на днях президенту, что в прошлом году нами открыты новые огромные месторождения нефти и газа в Карском море, названные именами маршала Жукова и маршала Рокоссовского, а ещё Западно-Иркинское на севере Таймыра. Запасы реальные, утвержденные, более 4 млрд баррелей нефтяного эквивалента (БНЭ). Они поражают воображение не только серьезных экспертов нефтяного рынка. От таких новостей на Западе желающие «разорвать нас в клочья» сами лопнут от злости и зависти. У меня же просто нет слов от восторга, от восхищения мощью и масштабом такого бурного экономического наступления по всему фронту задач. Мы вступили в новый этап развития Арктики?

– Да, можно сказать и так. Конечно, романтические времена подвигов Челюскина, Лаптева, Шмидта, Чкалова, первых экспедиций, дрейфующих полярных станций ушли в историю. Сегодня есть ощущение спокойной, уверенной, ритмичной поступи, и я рад этому, хотя романтика в Арктике на каждом шагу. Наша страна вступила на арктическом направлении в пору зрелости всей своей национальной политики, ясности ее целей, полной уверенности в своих силах для их достижения. Провидческие мечты XVIII века великого Михаила Ломоносова, высказанные в его статье «О приуготовлении к мореплаванию Сибирским океаном» («…российское могущество будет прирастать Сибирью и Северным океаном…»), на наших глазах ежедневно практически воплощаются в жизнь. Еще несколько лет назад мы только нащупывали оптимальный фарватер движения всего стратегического проекта «Русская Арктика», формулировали отдельные элементы, блоки стратегии обеспечения национальной безопасности в АЗРФ. На страницах вашего журнала я уже рассказывал о первых шагах, которые делало государство, его руководство, лично президент Владимир Путин еще в начале 2000 годов, чтобы вернуть Арктику стране, вдохнуть в нее новую жизнь. Последние 2–3 года были переломными, и даже пандемия не затормозила наше движение. Напротив, о чем я рассказывал читателям журнала еще летом, произошла некая мобилизация, синергия усилий, выросла оперативность, четкость, слаженность работы Правительства РФ, региональной власти, всех экономических субъектов на этом направлении. Отсюда впечатляющие результаты.

Огромное число специалистов министерств, ведомств, научных коллективов работали над созданием «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года», утвержденной Указом Президента РФ от 26.10.2020 № 645, над «Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период 2035 года», утвержденных Указом Президента РФ № 164 от 5 марта 2020 года, государственной программой Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» на период до 2025 года в редакции Постановления Правительства от 31.03.2020 № 381, Федеральным законом от 13.07.2020 № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации», также Федеральными законами № 194-ФЗ, № 195-ФЗ, внесшими важнейшие изменения в Налоговый кодекс РФ, над другими важными документами, нормативными актами.

Весь этот массив правовых документов сформировал не только четкую систему правоотношений различных субъектов, выстроил иерархию целевых задач, плановых параметров, но он также создал разветвленную кровеносную систему финансовых артерий, сосудов, капилляров, через которую государственные бюджетные и частные инвестиционные финансы привели в движение всю огромную махину стратегического проекта «Русская Арктика», в который стала вовлеченной едва ли не вся страна. Ведь все эти планы органично увязаны с принятыми национальными проектами, государственными программами, бюджетными обязательствами, каждая строка, дата, каждая цифра просчитана, взвешена.

Вы упоминали в начале беседы о гигантской стройке города – завода по производству плавучих заводов СПГ в Белокаменке под Мурманском. Там в основном частные деньги компании НОВАТЭК. Но вот 1 февраля 2021 года председатель правительства России М. Мишустин подписал распоряжение № 209 о реализации в АЗРФ – уже при господдержке – еще шести крупных инвестпроектов. Все со сроками окончания в 2024–2027 годах. Речь идет о создании горно-металлургического комбината в Мурманской области, освоении Сырадасайского каменноугольного месторождения на Таймыре и открытии предприятия по добыче и переработке свинцово-цинковых руд на острове Южном архипелага Новая Земля. В перечень также попали специализированный глубоководный терминал для перевалки минеральных удобрений в порту Мурманска, завод для разведения лосося и форели в Мурманской же области, проект технического перевооружения порта Витино и Беломорской нефтебазы. Компании, которые их реализуют, а это около 200 млрд рублей инвестиций, смогут рассчитывать на безвозвратную субсидию от государства в размере до 20 % своих вложений.

За четыре месяца работы новой системы преференций в Арктике, юридически ставшей специальной экономической зоной, в портфель заявок за 2020 год было внесено 260 новых проектов с инвестициями свыше 750 млрд рублей, это без учета мегапроектов НОВАТЭКа, «Роснефти» и «Норникеля». 43 инвестора с проектами на 428,5 млрд рублей и созданием 9,7 тыс. рабочих мест уже стали получателями новых мер государственной поддержки. Создание системы преференций позволило инвесторам принять или ускорить инвестиционное решение по таким крупным проектам, как: строительство нового ЦБК на севере Карелии с объемом инвестиций 86 млрд рублей и созданием 660 рабочих мест; освоение месторождения платиноидов «Федорова тундра» в Мурманской области, это 82,8 млрд рублей, 1 200 новых рабочих мест; модернизация Ковдорского ГОКа, 20,7 млрд рублей, 130 рабочих мест; строительство нового терминала навалочных грузов в порту Мурманск, 13,4 млрд рублей, 250 рабочих мест; горнолыжный комплекс «Порт Лиинахамари», 12,5 млрд рублей, 250 рабочих мест. Замечу, это только крупные, заметные проекты, а сколько работы нашлось для мелкого и среднего бизнеса, причем не только в производственных отраслях, но и в сферах социальных, гуманитарных.

Честно говоря, зная подчас предельную осторожность, недоверие и даже неповоротливость нашего бизнеса, я не ожидал такого энтузиазма в этой достаточно рискованной экономической зоне нашей страны. Предусмотренное госпрограммой развития АЗРФ на 2021–2024 годы финансирование в 22,6 млрд бюджетных рублей привлекает около 0,5 трлн рублей частных инвестиций. Создан устойчивый предпринимательский климат. Это сильно, это успех. Допускаю, что сыграли свою роль еще и западные санкции, неуверенность российских резидентов в надежности своих инвестиций за рубежом, меры государства по сокращению возможностей использования офшорных юрисдикций. Если это так, то, значит, были приняты правильные решения – жаль, что с опозданием. Отток капитала из России всё еще велик.

– В Мурманской области согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.05.2020 года № 656 создана территория опережающего социально-экономического развития «Столица Арктики». Мы в Санкт-Петербурге, особенно когда принимаем у себя крупные международные арктические форумы, руководство России, глав государств, привычно полагаем, что столица всего стратегического проекта «Русская Арктика» перемещается тоже сюда.

– Столица Арктики и должна быть в АЗРФ, а границы ее, состав территорий, входящих в нее, определены точно и поименованы в Указе Президента РФ от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» в редакции 2020 года, поэтому почему бы не назвать так красиво ТОР под Мурманском.
Нам столичной славы и так достаточно. Санкт-Петербург – исторически крупнейший центр арктических исследований и компетенций, у нас ряд центров подготовки уникальных специалистов для Севера, для функционирования СМП. Здесь строят атомный ледокольный флот и еще много чего делают для развития АЗРФ, для людей, живущих и работающих там. Создан научно-производственный арктический кластер Санкт Петербурга, который стал своеобразной «точкой сборки» сотен проектов. Но эта тема достойна целого рассказа в вашем журнале, естественно с участием Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики.

Я надеюсь, что пандемию COVID-19 мы вскоре сумеем укротить, научиться ее контролировать и вернуть жизнь в привычное русло, дать волю общению, дискуссии, коллективному творчеству. По решению № 1380-р Правительства РФ от 22 мая 2020 года в 2021 году очередной Международный арктический форум «Арктика – территория диалога» вновь пройдет в Санкт-Петербурге. К нам приедет вся страна, зарубежные руководители, специалисты, ученые, и в определенном смысле на эти дни столица Арктики вновь окажется здесь. Мы обсудим весь фронт наших результатов, выявим промахи, слабые места, но уже всем ясно, что стратегический проект «Русская Арктика» набрал нужный ход, с капитанского мостика ему дана команда на руль «Так держать!», а машине – «Полный вперед!». И такой ход уже не остановить никому в мире.
Борис Павлович, 20 февраля 2020 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин, встречаясь с президентом страны Владимиром Путиным, доложил ему, что к 2030 году точность определения координат объектов на поверхности планеты спутниками нашей группировки ГЛОНАСС будет не более 1,3 метра. Вскоре, уже 28 февраля, с Байконура стартовала наше ракета «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и вывела на высокоэллиптическую орбиту первый космический аппарат «Арктика М». Два таких аппарата позволят постоянно получать чрезвычайно четкое обзорное изображение северной полярной области Земли и прилегающих к ней территорий не реже чем раз в 15–30 минут, и это запланировано на ближайшее время. Скажите, не исчезнет ли в таком случае на морском флоте профессия штурмана, как, например, на воздушных пассажирских судах, или вообще по СМП скоро будут ходить суда-роботы, я уж не говорю о существующих уже новых видах вооружений, тяжелых беспилотниках, танках, роботах разминирования, катерах-тральщиках, различных автомобилях без водителей?
Made on
Tilda