Петербургский скиф

Портрет художника
Текст: Елена Григорьянц, член АИС, кандидат философских наук,
директор галереи DOK-ART
Почему сердце и сосуды нужно, как и честь, беречь смолоду, как Калининградская область стала ведущим в России регионом по лечению ишемической болезни сердца и за что награждают медалью «За веру и добро», «Балтийскому статусу» рассказал заведующий отделением рентгенохирургических методов диагностики и лечения ФГБУ «Главный военно-морской клинический госпиталь Балтийского флота» МО РФ, эндоваскулярный хирург, кардиолог, врач высшей категории, кандидат медицинских наук Александр Азаров.
Петербургский скиф
Портрет художника
Текст:
Елена Григорьянц, член АИС, кандидат философских наук,
директор галереи DOK-ART
Почему сердце и сосуды нужно, как и честь, беречь смолоду, как Калининградская область стала ведущим в России регионом по лечению ишемической болезни сердца и за что награждают медалью «За веру и добро», «Балтийскому статусу» рассказал заведующий отделением рентгенохирургических методов диагностики и лечения ФГБУ «Главный военно-морской клинический госпиталь Балтийского флота» МО РФ, эндоваскулярный хирург, кардиолог, врач высшей категории, кандидат медицинских наук Александр Азаров.
В его красках бьет пульс Осетии, и художник творит в унисон с ее судьбой. Его знания и чувства к родной земле уходят корнями в мифологические времена, откуда на его полотна приходят герои древних преданий, становясь не вымыслом, а реальностью. Красоты и разрушения, светлые дни и войны ‒ всё это присутствует в работах художника, делая его поистине народным.

Народный художник Республики Южная Осетия Андрей Баззаев родился 7 октября 1953 года в селении Везури в Кударском ущелье Южной Осетии.

С детства он стремился рисовать и с ранних лет проявлял свой художественный дар. Не имея художественных материалов и даже не зная толком, что это такое, он брал всё, что попадалось под руку, лишь бы можно было что-то изобразить. Он исследовал местность рядом со своим селением, пытаясь найти следы предков, останки старины, обломки древних строений, проводил раскопки. Его интересовала история земли, конкретные артефакты. Традиция и интерес к ней стали одними из основополагающих элементов, на которых строилось творчество художника.

Первым этапом его художественного образования стало Цхинвальское художественное училище им М. С. Туганова, где судьба свела его с выдающимся мастером и замечательным педагогом Х. Засеевым. Там он обучался на факультетах керамики и живописи. Преодолевая все трудности, Скиф шел к своей цели, постигая азы мастерства. Сказывались талант и характер, сформировавшийся под влиянием осетинского духа и суровой, сложной жизни с одной стороны и любви и праведности воспитавшей его бабушки Соны с другой.
Следующий этап его становления как художника связан с приездом в 1978 году в Петербург (тогда Ленинград) и учебой в Академии художеств (1979–1985 гг.). Здесь он попал в мир, наполненный искусством, прикоснулся к мировому художественному наследию. Перед ним распахнули двери Эрмитаж и Русский музей. В академии его взял к себе в мастерскую Е. Е. Моисеенко, что само по себе было признанием его самобытного таланта. Он учился у выдающихся мастеров И. П. Веселкина и В. Г. Сорокина. Всё это направляло и развивало дар художника Андрея Баззаева-Скифа, оттачивало его искусство.

Своими учителями художник считает не только выдающихся мастеров в художественном училище и Академии художеств. Его учителя ‒ это люди, с которыми он жил рядом. Он видел «могучих» стариков, сильных духовно, несущих исконную жизненную мудрость народа, ‒ Якова Андреевича, бабушку Сону (Зассеон). Их можно было слушать часами, они с достоинством несли свой опыт, уча молодых своим поведением, образом жизни и силой личности. И сегодня художник может много и красиво рассказывать о них. Эти люди живут в его работах.

Андрей Баззаев добавил к своей фамилии псевдоним Скиф, и случилось это в 1974 году. Проходя службу в армии, он много и ярко рассказывал о скифах, об истории и происхождении осетин, прямых наследников скифов. Его и прозвали Скиф. А вернувшись из армии, он стал подписывать свои работы «Баззаев-Скиф». Сам по себе этот факт очень символичен. Действительно, дух традиций очень значим для художника. Это не игра, не просто слово, это мироощущение. Сам художник считает, что национальное очень важно в его творчестве, это составляющая его творческой миссии ‒ привнести скифско-осетинскую образность в современное мировое искусство.
Нельзя не сказать об особой миссии Андрея Баззаева-Скифа. Помимо его художественного дара, он сам и его творчество являются носителями древних эпических знаний и символов. Он стал своего рода хранителем истин нартского эпоса, лежащего в основе осетинской культуры и имеющего непреходящее значение для всего человечества. Он не просто знает тексты, традиции, он живет в них ‒ как истинный эпический герой. Всё это находит воплощение в образах его картин. Его работы эпического цикла выходят из вечности и уходят в вечность.

Работы художника, посвященные нартскому эпосу, ‒ это не иллюстрации к тексту в привычном смысле этого слова. Это философские размышления, художественные, эстетические и чувственные переживания событий. В них соединились вечность и современность повествования, история и психологизм героев сказаний, что делает текст близким и понятным современному человеку.

Если проследить развитие темы нартских сказаний в живописи художника, то мы увидим путь от героики, выраженной зачастую фигуративными средствами ‒ с характерными героическими позами и практически ощущаемым напряжением всех мышц, ‒ к метафизике мироздания и человеческой жизни, когда жизненность и мудрость сказаний находят выражение в глубинной, многослойной, насыщенной смыслами, с уравновешенными цветовыми акцентами композиции картин.

Размышления над нартским эпосом продолжаются в работах, посвященных событиям современности и судьбам людей. В своих работах художник развивает скифскую тему, возвращаясь к чистоте традиций и уходя от более поздних культурных наслоений и влияний к истинно осетинским ценностям. Высокий, очищающий душу трагизм судьбы бабушки Соны, жизнь самого художника, в которой тоже были свои трагедии, что воплощены в «синем» периоде его творчества, трагедия Беслана, как и многое другое, находят отражение в его работах. В них чувствуется нерв Осетии и пульс современности. Он осмысляет современные события ярко и точно, во многих его работах трагедия достигает силы катарсиса. И это наполняет творчество художника особым светом.

Андрей Баззаев-Скиф ‒ автор множества интересных и ярких портретов и автопортретов. На них ‒ друзья художника, дорогие и близкие люди. Особое место занимают портреты жены и музы художника, Ульяны. В портретах отражается интерес художника к человеку, его индивидуальности и переживаниям. Написанные в разных стилях, от реализма до авангарда, они неизменно выразительны и интересны.

Андрей Баззаев-Скиф ‒ это художник мирового масштаба, который привнес в современное искусство осетинский дух. Его нельзя воспринимать сугубо национально. Любовь и трагедия, поэзия и музыка, эпос и современность ‒ всё это есть в его работах, и это близко и понятно всем, кто сталкивается с его творчеством. И конечно, особая живописная пластика, композиция и работа с цветом создают неповторимый стиль художника. Андрей Баззаев-Скиф ‒ участник многочисленных выставок в России и за рубежом. Его работы находятся в музеях и частных собраниях России, Осетии, Германии, Венгрии, Голландии, Франции, Израиля, Марокко. Без его творчества сегодня невозможно представить себе искусство Петербурга.
В его красках бьет пульс Осетии, и художник творит в унисон с ее судьбой. Его знания и чувства к родной земле уходят корнями в мифологические времена, откуда на его полотна приходят герои древних преданий, становясь не вымыслом, а реальностью. Красоты и разрушения, светлые дни и войны ‒ всё это присутствует в работах художника, делая его поистине народным.

Народный художник Республики Южная Осетия Андрей Баззаев родился 7 октября 1953 года в селении Везури в Кударском ущелье Южной Осетии.

С детства он стремился рисовать и с ранних лет проявлял свой художественный дар. Не имея художественных материалов и даже не зная толком, что это такое, он брал всё, что попадалось под руку, лишь бы можно было что-то изобразить. Он исследовал местность рядом со своим селением, пытаясь найти следы предков, останки старины, обломки древних строений, проводил раскопки. Его интересовала история земли, конкретные артефакты. Традиция и интерес к ней стали одними из основополагающих элементов, на которых строилось творчество художника.

Первым этапом его художественного образования стало Цхинвальское художественное училище им М. С. Туганова, где судьба свела его с выдающимся мастером и замечательным педагогом Х. Засеевым. Там он обучался на факультетах керамики и живописи. Преодолевая все трудности, Скиф шел к своей цели, постигая азы мастерства. Сказывались талант и характер, сформировавшийся под влиянием осетинского духа и суровой, сложной жизни с одной стороны и любви и праведности воспитавшей его бабушки Соны с другой.
Следующий этап его становления как художника связан с приездом в 1978 году в Петербург (тогда Ленинград) и учебой в Академии художеств (1979–1985 гг.). Здесь он попал в мир, наполненный искусством, прикоснулся к мировому художественному наследию. Перед ним распахнули двери Эрмитаж и Русский музей. В академии его взял к себе в мастерскую Е. Е. Моисеенко, что само по себе было признанием его самобытного таланта. Он учился у выдающихся мастеров И. П. Веселкина и В. Г. Сорокина. Всё это направляло и развивало дар художника Андрея Баззаева-Скифа, оттачивало его искусство.

Своими учителями художник считает не только выдающихся мастеров в художественном училище и Академии художеств. Его учителя ‒ это люди, с которыми он жил рядом. Он видел «могучих» стариков, сильных духовно, несущих исконную жизненную мудрость народа, ‒ Якова Андреевича, бабушку Сону (Зассеон). Их можно было слушать часами, они с достоинством несли свой опыт, уча молодых своим поведением, образом жизни и силой личности. И сегодня художник может много и красиво рассказывать о них. Эти люди живут в его работах.

Андрей Баззаев добавил к своей фамилии псевдоним Скиф, и случилось это в 1974 году. Проходя службу в армии, он много и ярко рассказывал о скифах, об истории и происхождении осетин, прямых наследников скифов. Его и прозвали Скиф. А вернувшись из армии, он стал подписывать свои работы «Баззаев-Скиф». Сам по себе этот факт очень символичен. Действительно, дух традиций очень значим для художника. Это не игра, не просто слово, это мироощущение. Сам художник считает, что национальное очень важно в его творчестве, это составляющая его творческой миссии ‒ привнести скифско-осетинскую образность в современное мировое искусство.
Нельзя не сказать об особой миссии Андрея Баззаева-Скифа. Помимо его художественного дара, он сам и его творчество являются носителями древних эпических знаний и символов. Он стал своего рода хранителем истин нартского эпоса, лежащего в основе осетинской культуры и имеющего непреходящее значение для всего человечества. Он не просто знает тексты, традиции, он живет в них ‒ как истинный эпический герой. Всё это находит воплощение в образах его картин. Его работы эпического цикла выходят из вечности и уходят в вечность.

Работы художника, посвященные нартскому эпосу, ‒ это не иллюстрации к тексту в привычном смысле этого слова. Это философские размышления, художественные, эстетические и чувственные переживания событий. В них соединились вечность и современность повествования, история и психологизм героев сказаний, что делает текст близким и понятным современному человеку.

Если проследить развитие темы нартских сказаний в живописи художника, то мы увидим путь от героики, выраженной зачастую фигуративными средствами ‒ с характерными героическими позами и практически ощущаемым напряжением всех мышц, ‒ к метафизике мироздания и человеческой жизни, когда жизненность и мудрость сказаний находят выражение в глубинной, многослойной, насыщенной смыслами, с уравновешенными цветовыми акцентами композиции картин.

Размышления над нартским эпосом продолжаются в работах, посвященных событиям современности и судьбам людей. В своих работах художник развивает скифскую тему, возвращаясь к чистоте традиций и уходя от более поздних культурных наслоений и влияний к истинно осетинским ценностям. Высокий, очищающий душу трагизм судьбы бабушки Соны, жизнь самого художника, в которой тоже были свои трагедии, что воплощены в «синем» периоде его творчества, трагедия Беслана, как и многое другое, находят отражение в его работах. В них чувствуется нерв Осетии и пульс современности. Он осмысляет современные события ярко и точно, во многих его работах трагедия достигает силы катарсиса. И это наполняет творчество художника особым светом.

Андрей Баззаев-Скиф ‒ автор множества интересных и ярких портретов и автопортретов. На них ‒ друзья художника, дорогие и близкие люди. Особое место занимают портреты жены и музы художника, Ульяны. В портретах отражается интерес художника к человеку, его индивидуальности и переживаниям. Написанные в разных стилях, от реализма до авангарда, они неизменно выразительны и интересны.

Андрей Баззаев-Скиф ‒ это художник мирового масштаба, который привнес в современное искусство осетинский дух. Его нельзя воспринимать сугубо национально. Любовь и трагедия, поэзия и музыка, эпос и современность ‒ всё это есть в его работах, и это близко и понятно всем, кто сталкивается с его творчеством. И конечно, особая живописная пластика, композиция и работа с цветом создают неповторимый стиль художника. Андрей Баззаев-Скиф ‒ участник многочисленных выставок в России и за рубежом. Его работы находятся в музеях и частных собраниях России, Осетии, Германии, Венгрии, Голландии, Франции, Израиля, Марокко. Без его творчества сегодня невозможно представить себе искусство Петербурга.
Made on
Tilda