События и новости
Культура

Меценатство как образ жизни

Меценатство так давно и прочно вошло в жизнь современного человека, что мало кто знает: само слово произошло от имени римлянина Гая Цильния Мецената, являвшегося покровителем искусств при императоре Октавиане Августе.
Причем он не просто помогал талантливым поэтам и писателям, но и спасал от смерти тех из них, кого преследовала власть, как, например, знаменитого Вергилия. Хотя в России начало меценатству в современном его понимании было положено в конце XVIII века, благотворительность, когда люди по своей воле помогали нуждающимся, получила развитие задолго до этого.
Но именно XIII и XIX века стали золотым периодом российского меценатства. В числе благотворителей оказались представители виднейших российских династий. Хотя на память прежде всего приходит имя Саввы Морозова или Павла Третьякова, но есть немало других людей, не столь широко известных, но оказавших огромное влияние на становление российской культуры путем меценатства. Сегодня «Балтийский статус» рассказывает о них.
Галерея с именем

Состояние братьев Павла Михайловича (1832–1898) и Сергея Михайловича (1834–1892) Третьяковых оценивалось в сумму свыше восьми миллионов рублей. Три из них они пожертвовали на искусство. Такой доход братьям приносила Большая Костромская льняная мануфактура. У обоих братьев была страсть к собирательству картин. Но если Павла интересовала прежде всего русская живопись, то Сергея – иностранная. Любопытно, что свое собрание он завещал именно Павлу, а не жене, поскольку была опаска, что она не захочет расставаться с ценной коллекцией. Когда в 1892 году Москве был подарен художественный музей с собранием картин, он получил название Городской галереи братьев Павла и Сергея Третьяковых. И название Третьяковская так и закрепилось за галереей.
Павел Михайлович Третьяков и Сергей Михайлович Третьяков
Два Саввы

Савву Ивановича Мамонтова (1841–1918) современники называли «московским Медичи» из-за поддержки, которую он оказывал многим художникам, хотя сам он не увлекался коллекционированием картин. Свое поместье в Абрамцево он превратил в художественную школу. Здесь подолгу жили и работали знаменитые русские художники, такие как И. Е. Репин, В. М. Васнецов, В. А. Серов и многие другие.

Сделав так много для России, он окончил жизнь в бедности. Из-за огромных трат на меценатство он влез в долги, которые не смог отдать. На их погашение ушло все его имущество, а сам он оказался в тюрьме.
Не менее яркой, а в завершение и трагичной была жизнь другого известного мецената – Саввы Тимофеевича Морозова (1862–1905), который был одним из крупнейших предпринимателей своего времени. Он удивлял своих современников тем, что еще задолго до советской власти на своих фабриках он ввел оплату по беременности и родам работающим женщинам, выделял стипендии молодым людям, обучавшимся в стране и за рубежом.
Савва Иванович Мамонтов и Савва Тимофеевич Морозов
Морозов опекал Московский художественный театр, приобрел для него особняк с современным театральным оборудованием. Известны слова режиссера Станиславского, которые он сказал, обращаясь к меценату: «Я радуюсь, что русский театр нашел своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова».

В 1905 году мать Саввы, будучи официальной собственницей Никольской мануфактуры, у которой вызывали обеспокоенность его поведение и революционные взгляды, отстранила его от управления предприятием. Морозов замкнулся и ушел в себя. Его подавленное состояние, вызванное нервным расстройством, подтвердил и врачебный консилиум. По рекомендации врачей он отправился на отдых в Канны, где его нашли мертвым с пистолетом в руке. Считается, что он покончил жизнь самоубийством. По другой версии – его могли убить из-за денег.
От больницы до художественного училища

Князь Дмитрий Михайлович Голицын (1721–1793), будучи российским послом в ряде европейских стран, одним из первых среди русских стал собирать полотна старых мастеров. 850 тысяч рублей, доходы от двух имений и свою картинную галерею он завещал на устройство и содержание больницы в Москве.

Русский государственный деятель и главный воспитатель императора Александра III Сергей Григорьевич Строганов (1794–1882) учредил художественную школу, посещать которую могли все талантливые дети, вне зависимости от их происхождения и сословия. И она работает до сих пор – под названием МГХПА (Российский государственный художественно-промышленный университет) и носит имя своего основателя.

До наших дней дожило еще одно художественное училище, учрежденное другим российским меценатом. Речь об училище технического рисования, открытом в Петербурге на средства крупнейшего российского финансиста и управляющего Госбанка России Александра Людвиговича Штиглица (1814–1884). Он вложил в его создание свыше миллиона рублей – огромные деньги по тем временам. Теперь это Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица, которая больше известна под названием Мухинское училище.
Дмитрий Михайлович Голицын
«Соцпособия» Солдатенкова и 20 миллионов Солодовникова

Козьму Терентьевича Солдатенкова (1818–1901) вполне можно считать основателем в России массовых негосударственных социальных пособий. В середине XIX века он – в память о своих предках – распорядился выдавать из собственных средств пособия жителям деревни Прокунино. Его получали каждая девушка, выходившая замуж, и каждый парень, отправлявшийся на службу в армию. А к пятилетию отмены крепостного права Солдатенков открыл богадельню. Два миллиона рублей он передал на строительство бесплатной больницы для бедных, которая затем стала знаменитой Боткинской. Всего на благотворительность он за свою жизнь пожертвовал около пяти миллионов рублей.

Гаврила Гаврилович Солодовников (1826–1901) является автором самого крупного в истории России пожертвования. Из своих 22 миллионов рублей 20 он потратил на нужды общества и благотворительность. Именно Солодовников внес первый взнос на строительство Московской консерватории. И он же стал инициатором строительства за свой счет на Большой Дмитровке в Москве концертного зала с театральной сценой. Сегодня это Театр оперетты.
Благодаря ему появилась Клиника кожных и венерических болезней. Сейчас это Московская медицинская академия имени И. М. Сеченова.

Любопытно, что Солодовникова можно считать основателем и первых жилых комплексов с необходимой инфраструктурой. Согласно его завещанию, на 2-й Мещанской улице был построен дом «Красный ромб» с 183 квартирами для семей. Там были свои магазин, столовая, прачечная, баня и даже библиотека.
Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая»

Юрий Степанович Нечаев-Мальцов (1834–1913), в 46 лет получив наследство, неожиданно для самого себя стал хозяином целой сети стекольных заводов. И большую часть прибыли он пустил на создание ремесленных школ для детей из бедных семей, медицинских учреждений, богаделен. Но самый интересный факт его биографии состоит в том, что за все 10 лет, пока за его деньги возводился в Москве Музей изящных искусств, никто не знал, кто перечисляет деньги на стройку.

Купец Алексей Александрович Бахрушин (1865–1929) основал знаменитый Театральный музей. В течение многих лет он собирал афиши, программки спектаклей, фотопортреты актеров, наброски костюмов, личные вещи артистов. Невероятно, но когда он предложил передать свой музей в собственность Московского городского самоуправления, руководители города категорически отвергли эту идею. А заинтересовала уникальная коллекция Академию наук. В итоге Театральный музей существует и сегодня, пополняясь новыми экспонатами, которые приносят сюда, как и раньше, актеры, режиссеры и художники.
Алексей Александрович Бахрушин
Женщины-меценаты

Свой вклад в дело благотворительности вносили и женщины. Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева (1867–1928) при Брянском рельсопрокатном заводе, которым руководил ее муж, открыла ремесленные училища для детей рабочих, вечерние курсы и клуб. В своем имении в Талашкине она создала бесплатную художественную студию, где одаренные молодые люди готовились к поступлению в петербургскую Академию художеств. А в ее мастерских работали художники Николай Рерих, Валентин Серов, Константин Коровин.

Варвара Алексеевна Морозова (1848–1917) после смерти мужа на оставленные им деньги на благотворительность построила Психиатрическую клинику имени А. А. Морозова. Часть денег ушла в виде пожертвований на земские и сельские школы, приют для нервных больных, раковый институт, благотворительные заведения в Твери и санаторий в Гаграх для больных туберкулезом рабочих. На средства Морозовой была построена первая в России бесплатная библиотека-читальня, открытая в 1885 году на площади у Мясницких ворот. Книги для нее также были куплены за счет благотворительницы. На ее средства издавалась газета «Русские ведомости», с которой сотрудничали Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. Е. Салтыков-Щедрин.
Мария Клавдиевна Тенишева
Made on
Tilda