В конце мая у калининградского бизнеса был большой праздник. На мероприятии в честь Дня российского предпринимательства чествовали самых активных, внесших вклад в развитие экономики региона, и поздравляли победителей «Янтарного Меркурия».
Президент Союза «Калининградская торгово-промышленная палата» Феликс Лапин рассказал БС о конкурсе, который Палата проводит уже более десяти лет, и поделился планами работы крупнейшего бизнес-объединения региона.
– Феликс Феликсович, несмотря на пандемию, санкции, вы проводите «Янтарный Меркурий» – и бизнес с готовностью откликается на предложение «посоревноваться».
– Конкурс был основан в год 20-летия Палаты, и в этом году «Янтарный Меркурий» мы провели уже в 12-й раз. Ни экономические кризисы, ни пандемия не смогли прервать эту прекрасную традицию. И самое большое счастье для меня, что бизнес активно участвует в премии. Понимаю, что принять решение подать заявку дается непросто, ведь нужно раскрыть информацию об экономике предприятия. Знаете, есть такие премии: заявился – и ты сразу дипломант. В чем особенность «Янтарного Меркурия»? У нас несколько дней работает экспертный совет, в который входят представители бизнеса и руководители профильных министерств правительства области. Каждая заявка оценивается беспристрастно и очень жестко. Все люди настолько опытны, что ввести их в заблуждение, нарисовав в заявке «красивые цифры», невозможно. Да и область у нас небольшая, все друг друга неплохо знают.
– А сюрпризы в работе экспертного совета бывают?
– Сюрпризами это не назовешь… В этом году мы не смогли определить победителя в одной из номинаций. Но дополнительно ввели звание лауреата для компании «Романовски-Агро» (номинация «Лучшее предприятие в агропромышленном комплексе»), которая отстала от победителя на доли баллов, и отметили спецпризом – малым «Меркурием» – Калининградский зоопарк (номинация «Лучший региональный бренд»). Мы прекрасно понимаем, что по экономическим показателям зоопарку не тягаться с коммерческим предприятием. Но значимость этого объекта, известность этого бренда таковы, что члены экспертного совета сами ввели дополнительную номинацию.
– Сколько победителей было за эти 12 лет?
– Уже 129 калининградских компаний и 5 муниципальных образований региона стали победителями в различных номинациях, а 19 компаний и администрация городского округа «Город Калининград» вышли на общероссийский уровень и стали лауреатами и победителями федерального конкурса «Золотой Меркурий». В этом году в специальной номинации «Успешный старт» победила заявка из Калининграда. Лучшей признана ИП Соломонова Ксения Андреевна. Ксения Андреевна создала свой бренд одежды, отшиваемой изо льна, – Molinialife. На региональном уровне она тоже стала лучшей в этой номинации.
Признаюсь честно, болел за неё всей душой! Только благодаря своему энтузиазму и упорству она сумела пробиться на высококонкурентный рынок одежды. Сегодня калининградский бренд Molinialife представлен на крупнейших маркетплейсах и успешно продается в Беларуси.
– Но праздники у нас бывают раз в год. О чем у бизнес-сообщества «болит голова» в будни?
– В повестке – снижение непроизводительных расходов. Мы с вице-президентом Мариной Николаевной Фицак (один из общественных представителей АСИ в регионе. – Прим. ред.) из повестки не убираем совершенствование контрольно-надзорной деятельности. Бизнес-омбудсмен Светлана Борисовна Нижегородова четко выполняет защитную функцию. У нас задача другая: добиваться снижения издержек, не связанных с производством. Любая административная нагрузка требует от предприятия затрат. Это очень хорошо видно даже на ценах. «Смешно», но печально: товар, произведенный за рубежом, который надо привезти сюда – а транспортно-логистические издержки сегодня огромнейшие, – дешевле, чем произведенный у нас. Начинаем анализировать – вылезает куча непроизводительных расходов. Тех расходов, которые ты обязан произвести, но которые не связаны с производством. К примеру, есть обязанность производить оценку условий труда, а это сумасшедшие расходы. Возьмем Калининградскую ТПП: у нас есть дворники, хозяйственный отдел. Все остальные сидят смотрят в компьютер. Какая им нужна защита? Максимум – очки, чтобы, заснув, не наткнуться на ручку. Созданы все условия: кондиционеры, свет по нормам, площади и т. д. Зачем у нас 24 вида рабочих мест?
Почему это не одно место? Экологическая экспертиза. Отапливаетесь собственной котельной – извольте заплатить за выбросы. В общем-то, копейки – 200 рублей годовой платеж. Платежку оформить дороже. Но экспертиза, чтобы ты мог заплатить, стоит 100 тысяч рублей. Куда это ложится? В затраты. Поднимите чек-лист пожарного надзора о 15 страницах. Росприроднадзор, Роспотребнадзор – страниц еще больше. Любой пунктик в любой инструкции, дополнительно регулирующий деятельность хозяйствующего субъекта, – это копейка, две, три, пять, рубль в себестоимость. И этот ритуальный менеджмент настолько отягощает нашу себестоимость, что мы не только на международном рынке не можем конкурировать, мы не можем конкурировать даже у себя, особенно учитывая снижающийся платежеспособный спрос.
– Вы обозначили проблему. А что дальше?
– Наш губернатор А. А. Алиханов руководит рабочей группой Госсовета по МСП. Будем стараться через него донести наши идеи и, возможно, добиваться введения мораториев на какие-то «отягощающие» вещи. У меня есть задумка провести игру или флешмоб. Взять условного предпринимателя и «нагрузить» его «обязанностями» в соответствии со всеми инструкциями. Выживет? Не думаю…
– Но наши предприниматели ведь как-то выживают?
– Бизнес развивается благодаря своей ответственности и упорству, но чтобы победить в конкурентной борьбе, необходимо избавляться от зарегулированности. Трудно даже оценить объем знаний, которыми должен обладать сегодня предприниматель, насколько он должен быть подготовленным. Он должен знать пожарную безопасность, гигиену труда, как разрешать трудовые споры, налоговое и трудовое законодательство. И, что самое страшное, постоянно растет размер штрафов, штрафы в 500 тысяч рублей, миллион – это путь к банкротству.
– И в завершение – откройте секрет, быть предпринимателем – это талант или любой может освоить эту нелегкую профессию?
– К таланту необходимо приложить огромное чувство ответственности (за семью, партнеров, работников) и знания. Мы, прежде чем сесть за руль, должны получить права, сдать экзамен теоретический и практический. Если кто-то захочет стать, к примеру, сварщиком, надо допуски сдать или пройти оценку квалификации. А бизнесменом, которому другие люди и организации доверяют ресурсы: банки – деньги, поставщики – сырье или товары, работники – благосостояние своей семьи, – можно стать, не имея никаких знаний, просто зарегистрировав фирму.
Поэтому я убежден и хочу донести до всех: прежде чем стать бизнесменом, получить право открыть свое дело, нужен государственный экзамен, чтобы претендент сдал и теоретическую, и практическую части. Не сдашь – не должен получить статус и зарегистрироваться как предприниматель. И экзамен этот не должен быть проформой, по аналогии с MBA. Еще раз повторю: бизнесмен должен иметь соответствующую квалификацию и подтвердить ее, сдав экзамен в независимой структуре, как, например, центр оценки квалификации.
Мне нравится высказывание Нассима Талеба в его книге «Антихрупкость», где он сравнивает разорившихся или прекративших свою деятельность бизнесменов с солдатами на войне. Они все выполняют свой долг – и их усилиями в результате достигается прогресс и экономический рост.