– Борис Павлович, почему много лет назад, будучи юношей, Вы выбрали профессию, связанную с разработкой именно военной техники? Можно сказать, что Вы нашли себя в профессии?
– Этому две причины. Первая: я вырос в семье военно-морского офицера, который был призван во флот по комсомольской путевке в 1933 году и который перед этим прошел трудный жизненный путь: работать начал в 4 года, вырос в семье из 9 детей без отца. Отец бесконечно любил свою Родину, свое Отечество и беззаветно, с гордостью ему служил.
Вторая причина: мое окончание школы совпало с первой хрущевской оттепелью, когда самая популярная тема у молодежи была – «физики и лирики». Когда на всех публичных площадках выступали Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко и др., которые были кумирами молодежи. В это же время осуждение культа личности И. Сталина – февраль 1956 года (20-й съезд партии), июнь 1956 года – Токамак-управляемая термоядерная реакция (электронная ловушка Сахарова – Тамма, октябрь 1957 года – запуск первого спутника Земли). Перед этим, август 1949-го, – создание атомной, а в августе 1953 года – водородной бомбы в СССР. В это время патриотизм и защита Отечества – романтика этих понятий – звучали очень высоко. Наверное, это и было определяющим в выборе вуза и профессии в целом. Я считаю, что я нашел себя в этой профессии. Правда, у меня были большие колебания перед этим: либо механико-математический факультет ЛГУ, либо Первый медицинский институт.


– В 90-е годы прошлого века в этой сфере произошел значительный упадок, по крайней мере что касается объемов. За последние 2 десятилетия это удалось наверстать? Что касается оборонных технологий – Россия по-прежнему является одной из ведущих стран в данной сфере, успешно занимается экспортом вооружений. Почему она до сих пор не способна конкурировать в выпуске товаров, как раньше называли, народного потребления? Что нужно здесь сделать?
– Действительно, в конце восьмидесятых, в период стагнации Советского Союза, и в 90-х, вплоть до двухтысячного года, в новой России практически полностью была уничтожена высочайшая оборонная мощь Советского Союза и его вооруженные силы. Начиная с 2000 года под руководством нового Президента России В. В. Путина началось возрождение и укрепление военной и экономической мощи России, потому что все помнят Бисмарка: «Если ты не кормишь свою армию, то ты кормишь армию чужую». И это суждение особенно актуально для России. В любой цепи развития общества существует ключевое звено. Для России ключевым было всегда сохранение ее суверенитета, безопасности, цельности, самоидентичности в условиях любых внешних вызовов и угроз. Поэтому у России всегда было два союзника – Армия и Флот.
В настоящее время в армии России находятся на вооружении образцы, по своим тактико-техническим характеристикам во многом превосходящие вооружение зарубежных государств. И, что важно, это касается сухопутных, военно-космических и военно-морских сил, и у всех на слуху такие ракетные комплексы, как «Калибр», «Авангард». Несколько дней назад был проведен первый пуск гиперзвуковой ракеты «Циркон», который прошел успешно. Что же касается товаров народного потребления, то всё сразу не охватишь. Может, этого и не надо делать. А там, где можно, я думаю, скоро положение выправится. Я оптимист.
Борис Павлович Ивченко, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва.
Член Экспертного совета по проблемам Арктики при Совете Федерации ФС РФ.
Член Экспертного совета по проблемам Арктики при Губернаторе Санкт-Петербурга.
Заведующий кафедрой экономики, организации и управления производством Балтийского государственного технического университета «Военмех».
Ивченко Б. П. – автор более 450 научных трудов, в т. ч. 29 монографий, основные из которых: «Управление в экономических и социальных системах», «Обеспечение национальной безопасности при освоении минерально-сырьевой базы шельфовых месторождений Арктики», «Теоретические основы информационно-статистического анализа сложных систем». Ивченко Б. П. – активный участник создания и испытаний более 20 комплексов стратегического и тактического оружия Военно-Морского Флота РФ.
Лауреат премии правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего образования и среднего профессионального образования 2018 года.
– Машиностроение считалось сильной отраслью в СССР, но, когда открылись границы, оказалось, что оно также неконкурентоспособно. Вы – как член Союза машиностроителей – какой выход здесь видите?
– Машиностроение – это не только обрабатывающие станки, что, безусловно, важно. Главным является продукция, которая производится в этой отрасли. А выше мы говорили с вами о тех достижениях, которые есть в оборонной отрасли нашей страны в настоящее время. А это значит, что машиностроение, как минимум в этой отрасли, находится на достаточно высоком уровне.
– Когда в Дубне инженеры создали уникальный суперкомпьютер «Говорун», Вы сообщили, что подобные разработки были и прежде у нас в стране, но они не были запущены в производство. Сегодня в сфере IT мы способны конкурировать с Западом или с Китаем и Индией?
– В России вековая тяга к фундаментальным точным наукам: математике, физике, химии и др. Плеяды великих ученых в каждой из этих областей невозможно перечислить: Николай Иванович Лобачевский, Пафнутий Львович Чебышев, Андрей Николаевич Колмогоров, Лев Давыдович Ландау, Петр Леонидович Капица, Андрей Дмитриевич Сахаров, Дмитрий Иванович Менделеев, Владимир Иванович Вернадский, Николай Дмитриевич Кондратьев, Алексей Эмильевич Конторович, Василий Васильевич Леонтьев и многие другие. И сейчас традиции сохраняются. Постоянно наши студенты вузов и ученики школ становятся победителями престижных международных олимпиад и соревнований, в том числе и по IT-технологиям. Ведь IT-технологии – это в первую очередь применение вычислительной цифровой техники для осуществления поиска, сбора, хранения, обработки, представления, распространения информации.
Вообще, если смотреть более широко на информационные технологии – как на современное информационное развитие в мире, – то ключевым, базовым здесь является слово «информация». Фундаментальная сущность информации – это генерализирующая суть и методология познания, т. е. информация является генерализирующей основой всех процессов, протекающих в нашем мире, да и во Вселенной в целом.
В общем виде тренд – направление развития науки – выглядит так: изначально каждая из областей науки – математика, физика, химия, биология и др. – развивались отдельно, самостоятельно, что в конечном счете привело к обособленности отдельных сфер знаний. Поэтому следующим этапом развития в науке стало системное обобщение и обогащение отдельных отраслей знаний за счет близких к ним наук. Дальнейшим же развитием должен быть переход от принципов системного подхода к принципам информационно-системного подхода как единой, самой общей платформы, на которой может быть построено здание науки и отдельных ее отраслей, основанной на вероятностно-статистическом понимании мира. Мир, в свою очередь, – это сложная система, состоящая из подсистем, каждая из которых также является сложной системой. Именно отсюда и родилась идея информационно-системного статистического анализа сложных систем и в точных, и в инженерных науках. Эту идею и ее принципы мне удалось сформулировать в 90-х годах прошлого столетия.
– Значительная часть Вашей деятельности связана с Арктикой. Когда и в связи с чем в эту сферу переместились Ваши интересы как ученого? Вы возглавляли «Отраслевой центр обеспечения национальной безопасности при освоении минерально-сырьевой базы шельфовых месторождений Арктики РФ». Что входило в сферу ваших обязанностей? Если с точки зрения стратегической обороны Арктика всегда рассматривалась как территория с наименьшим временем подлета ракет со стороны США, и наоборот, то насколько она интересна с экономической точки зрения?
– Я более 30 лет трудился в Арктическом регионе, как представитель военно-морского флота страны, принимал участие в создании и испытаниях комплексов стратегического оружия ВМФ РФ.
На моих глазах происходило уничтожение величайшей оборонной мощи нашего государства, армии и флота.

В это время в Арктическом регионе России в упадок пришли практически все аэропорты, полярные поселения – от Амдермы до Певека, системы ПВО, станции обнаружения были разрушены. Оказались незащищенными границы вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Отсутствовала охрана арктических ресурсов и самой территории Арктики и защита промышленных объектов, имеющих стратегическое значение для обороноспособности России. Существовала реальная возможность диверсий по отношению к российским арктическим объектам (прежде всего нефте- и газодобычи) со стороны как террористических организаций, так и стран-конкурентов. Всё это создавало реальные угрозы национальной безопасности России в Арктике.
Но мы помнили слова Михаила Васильевича Ломоносова: «Могущество России прирастать будет Сибирью и за счет ресурсов Северных морей...» – и слова адмирала Степана Осиповича Макарова: «Арктика всегда будет являться фасадом России» – и знали, что в Арктическом регионе Россия располагает значительными морскими запасами и ресурсами углеводородов и что на долю континентального шельфа приходится существенная часть суммарных ресурсов углеводородов России. При этом основную долю, 80 процентов, начальных суммарных ресурсов углеводородов всего российского шельфа содержат недра арктических морей.
Хочу напомнить, что площадь мировой Арктической зоны – 21 миллион квадратных километров. России принадлежит площадь в 9,46 миллиона квадратных километров (45 процентов), Канаде – 4,3 (21 процент), Дании – 3,0 (14 процентов), Норвегии – 2,54 (12 процентов), США – 1,7 (8 процентов).
Поэтому уже тогда вопросы обороноспособности и безопасности России в Арктике были крайне актуальны, понятны и близки.

Именно в это время появилась идея создать «Отраслевой центр обеспечения национальной безопасности при освоении минерально-сырьевой базы шельфовых месторождений Арктики РФ». Вот его основные задачи:
1. Исследование и участие в формировании на ближайшую и среднесрочную перспективу стратегии социально-экономического, нормативно-правового развития и обеспечения национальной безопасности АЗРФ.
2. Разработка и обоснование предложений по мониторингу динамики изменения экологической обстановки в АЗРФ, обусловленной техногенной деятельностью и потеплением климата в Арктике.
3. Анализ, исследование и разработка предложений по формированию единого информационно-системного управленческого пространства по освоению и развитию Арктической зоны Российской Федерации.
4. Разработка и обоснование предложений в целевые федеральные и региональные программы развития АЗРФ на базе выполнения научно-исследовательских работ по наиболее актуальным проблемам освоения Арктики.
Комплексное решение всех перечисленных вопросов безопасности – а значит, и задач устойчивого развития Арктической зоны – возможно с использованием информационно-системного анализа сложных систем.
– Чем, кроме нефти, газа, алмазов и других природных ископаемых, может быть интересен российский Север с экономической точки зрения?
– Новый взгляд на стратегию развития Арктической зоны России начал формироваться в 2000 году, когда возглавил государство Владимир Владимирович Путин. В 2001 году были разработаны «Морская доктрина» и «Доктрина национальной безопасности», где говорится о ключевом значении Арктики, в частности, для энергетической безопасности России.
В 2008 году Совет Безопасности РФ сформулировал: «Наша первая и главная задача – превратить Арктику в ресурсную базу России XXI века. Главный вопрос – это обеспечение надежной защиты национальных интересов России в регионе». В 2008 году были утверждены Президентом РФ «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». В 2013 году была утверждена Президентом РФ «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года». В 2014 году Постановлением Правительства РФ утверждена государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года».
В 2014 году было создано на базе Северного флота стратегическое межвидовое объединение, которое явилось ответом на усиление военного присутствия в Арктике приарктических государств и других стран НАТО.
В 2014 году утверждена Президентом РФ новая редакция «Военной доктрины Российской Федерации».
В 2015 году утверждена Президентом РФ новая «Морская доктрина Российской Федерации».
В 2017 году утверждена Президентом РФ новая редакция «Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года».
В 2017 году Постановлением Правительства РФ утверждена новая редакция госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».
В 2021 году, 1 января, создан новый военный округ в Арктической зоне РФ.
В 2021 году, 2 апреля, утверждена новая редакция социально-экономического развития Арктической зоны РФ.
– Относительно эффективности Северного морского пути до сих пор идет немало дискуссий среди ученых. Насколько перспективен данный проект с учетом новых реалий? Насколько рентабельно, в частности, развивать в Арктике морские порты?
– Северный морской путь – национальная транспортная магистраль, ключ к развитию Арктики. Проходит через шесть морей (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово), включает порты от Мурманска и Архангельска до Певека и Петропавловска-Камчатского, восемь сухопутных территорий (от Мурманской области до Чукотского автономного округа), а также крупнейшие реки Арктического бассейна (Северная Двина и Печора, на европейском Северо-Востоке России – Пясина и Хатанга, на территории Долгано-Ненецкого автономного округа Красноярского края – Оленек, Анабар, Яна, Индигирка; Колыма на территории Республики Саха (Якутия) и Анадырь на Чукотском полуострове).
Преимущество Северного морского пути по сравнению с аналогичным южным маршрутом очевидно: расстояние в морских милях через Суэцкий канал – 11 430, через Северный морской путь – 7 345. Разница составляет 4 085 миль, или 36 процентов. Время транзитного плавания через Суэцкий канал – 33 суток, через Севморпуть – 20. Разница – 13 суток, или 40 процентов.
Именно на этих сухопутных территориях и созданы восемь опорных зон развития российской Арктики (Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Сабетта, Дудинка, Тикси, Певек, Петропавловск-Камчатский). У них следующие задачи. Во-первых, это соединение материковой и портовой инфраструктуры в единую логистическую систему железных и автомобильных дорог для поддержания высокого уровня добычи полезных ископаемых и для снабжения арктических регионов. Существует несколько больших проектов по созданию транспортной инфраструктуры в материковой части Арктической зоны (Северный широтный ход – железнодорожная магистраль в Ямало-Ненецком автономном округе; «Белкомур» («Белое море – Коми – Урал»), «Баренцкомур» («Баренцево море – Коми – Урал»), «Карскомур» – продление железнодорожной ветки от Воркуты до порта Арктур на Карском море).
Во-вторых, это модернизация и расширение ледокольного флота в условиях роста интенсивности перевозок в акватории Северного Ледовитого океана. Рост грузопотока по Северному морскому пути стремителен: в 2016 году этот показатель составил 7,3 миллиона тонн и впервые превзошел показатели 1980-х годов. Ожидается, что к 2025 году он может возрасти в 10 раз и достигнуть 80 миллионов тонн.
В последние годы реализуется масштабная программа модернизации и строительства новых ледоколов, хотя Россия по-прежнему обладает самым большим ледокольным флотом в мире, включая 4 атомных ледокола и около 30 дизельных. Программа модернизации подразумевает строительство трех универсальных атомных ледоколов проекта 22 220, которые будут проводить суда по арктическим морям и в устьях полярных рек. Эти работы должны завершиться в 2021–2022 годах. Продолжается создание нового атомного ледокола «Лидер», который сможет преодолевать льды толщиной до 4 метров. Всего в ближайшие годы Россия планирует получить шесть новых атомных ледоколов, но из действующего флота в эксплуатации останется только один – «50 лет Победы», то же самое касается большей части дизель-электрических ледоколов.

В-третьих – развитие технологий добычи ресурсов на континентальном шельфе арктических морей. Именно на шельфе сконцентрирована основная доля неразведанных ресурсов. Около 90 процентов углеводородов на арктическом шельфе России не разведано.
Первые серьезные шаги по всему фронту работ в Арктической зоне РФ показали, что «Стратегия развития Русской Арктики» – это крупнейший в современной истории России национальный стратегический проект, по своим масштабам соизмеримый с созданием ядерного оружия и запуском человека в космос в Советском Союзе. Цели этой Стратегии достижимы только в случае консолидации усилий всех заинтересованных субъектов государственной политики Российской Федерации в Арктике: федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, территории которых входят в состав Арктической зоны РФ, органов местного самоуправления, а также бизнеса, организаций гражданского общества, жителей, в том числе коренных народов.
Сама же консолидация, используя язык информационных технологий, в целях реализации Стратегии возможна только на основе, как уже сформулировано, «законодательной прошивки».
Это некая административная операционная система консолидации, которая и должна обеспечивать государственное управление национальным проектом «Арктика». Закрепленная в нормативно-правовом поле всех уровней, четко прописанная в архитектуре правительства, органов государственной власти в центре и в регионах, она должна стать самодостаточной, работать в режиме как онлайн, так и офлайн, регулируемого прямого доступа к ее цифровой платформе каждого участника, видящего все поле и одновременно свою задачу на несколько шагов вперед. Создать такую «прошивку» для такой невероятно сложной, открытой экономико-социальной и природной системы, как весь объект «Русская Арктика», – невероятно сложная задача, предельно масштабная и амбициозная.
В одном из своих недавних выступлений Владимир Владимирович Путин отметил: «Уже запущен целый ряд масштабных индустриальных проектов в Арктике. Они отвечают самым строгим экологическим стандартам. Укрепляем научную, транспортную, навигационную, военную инфраструктуру».

– Что Вас как депутата волновало в первую очередь?
– В шестом созыве я работал заместителем председателя постоянной комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству; членом комитета по законодательству. В основе моей деятельности было два направления: промышленность и экономика. В этот период мы смогли принять основополагающий закон Санкт-Петербурга «О промышленной политике Санкт-Петербурга», который не могли принять перед этим в течение 12 лет.
Также был принят целый ряд законов, связанных с экономическим развитием нашего города, и, в частности, «Стратегия развития Санкт-Петербурга до 2035 года».
– В чем, по Вашему мнению, основа Вашей деятельности на протяжении предыдущего периода времени?
– Служение Отечеству, обеспечение безопасности нашей страны в триаде – обороноспособность, безопасность и устойчивое развитие.