События и новости
Городская среда

Два короля и герцог

Торжественная церемония открытия обновленных скульптур Королевских ворот состоялась 15 декабря 2021 года на территории историко-культурного центра Музея Мирового океана «Великое посольство» в Калининграде.

К 750-летию города в 2005 году Королевские ворота открылись после реставрации и стали символом празднования юбилея. Жители и гости Калининграда считают этот объект культурного наследия одной из основных достопримечательностей области. В год 75-летия Калининградской области реставраторы из Санкт-Петербурга, – реставрационная мастерская «Наследие», как и 16 лет назад, выполнили работы по обновлению главного украшения Королевских ворот. Три великолепные скульптуры короля Оттокара II Пшемысла, короля Пруссии Фридриха I и герцога Альбрехта I Гогенцоллерна, а также пять гербов заново предстали перед горожанами и гостями во всем своем историческом великолепии.



Работы были выполнены в рамках государственных контрактов. Заказчиком выступило Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Музей Мирового океана», генеральным директором которого является Светлана Геннадьевна Сивкова.
Генеральным подрядчиком выступила реставрационная мастерская «Наследие» (ООО «РМ «Наследие»), генеральный директор – Юрий Станиславович Щедров.

Авторский надзор и научное руководство осуществляла реставрационная мастерская «Наследие-Проект» (ООО «РМ «Наследие-Проект»), генеральный директор – Елена Валерьевна Коваленко.

Работы на ОКН производились подрядной организацией ООО «РМ «Наследие» на основании разрешения Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области.

Проект был разработан под руководством главного архитектора ООО «РМ «Наследие-Проект» Глеба Сергеевича Чусовитина.

Немного исторических и скульптурных фактов


Статуя короля Оттокара II


Произведение представляет собой скульптурное изображение мужчины. Фигура короля дана в полный рост. Он стоит опираясь на правую ногу, левая – слегка согнута в колене. Руки согнуты в локтях. Одет Оттокар II в кольчужную рубашку с длинными рукавами, длинные кольчужные чулки – шоссы, на щиколотках тонкими ремешками прикреплены шпоры. Поверх кольчуги надета мантия длиной до середины голени, с короткими рукавами. Рукава и низ мантии подбиты мехом. Грудь украшает рельефное изображение. Поверх мантии надета бармица – кольчужная сетка, прикрывающая плечи и шею. На бедрах располагается пояс-портупея, состоящий из обычного пояса и широкого пояса, украшенного ромбовидными стразами, к которому крепятся ремни, держащие ножны и меч. Завершает королевский наряд длинный плащ, скрепленный на груди аграфом – нарядной застежкой. Низ плаща оторочен широкой каймой. На голове короля – полусферический шлем с наушиями, восходящий к римским формам, с завершением в виде короны с трезубцами – трилистниками.

Статуя короля Фридриха I


Произведение представляет собой скульптурное изображение мужчины. Фигура короля дана в полный рост. Мужчина стоит, опираясь на правую ногу, левая слегка согнута в колене и чуть выставлена вперед. Король облачен в рыцарские доспехи, поверх которых надет длинный плащ, скрепленный на груди аграфом – нарядной застежкой. На бедрах располагается пояс-портупея, к которому крепятся ремни, держащие ножны. В правой руке герцог держит скипетр с навершием в виде одноглавого орла с распростертыми крыльями, а в левой руке находится держава с крестом. Лицо Фридриха гладко выбрито, а голову украшает французский парик «алонж» из длинных волос, завитых в локоны и ниспадающих на плечи.

Статуя герцога Альбрехта I

Произведение представляет собой скульп­турное изображение мужчины. Фигура герцога дана в полный рост. Он стоит, опираясь на правую ногу, левая слегка согнута в колене. Руки согнуты в локтях. Одет Альбрехт I в рыцарские доспехи. На шее повязан кружевной галстук. С плеч ниспадает длинная мантия из горностая с изображениями орлов. Грудь украшает орденская цепь с крестом. В руках, на которых надеты латные рукавицы, Альбрехт держит прямо перед собой двуручный меч острием вверх. Король носит окладистую бороду и усы.

Гербы


Гербы короля Оттокара II, герцога Альбрехта I, короля Фридриха I расположены в заглублениях в виде щитов на главном фасаде городских ворот «Королевские», под фигурами королей. Между двух стрельчатых арок находятся гербы двух земель, входивших в состав Пруссии: Замланда (Самбии) и Натангии
.
Под скульптурой Чешского короля Оттокара II Пшемысла (1230–1278) помещен родовой герб основателя города Кенигсберга. Он представляет собой серебряного двухвостого в золотой короне льва на красном фоне. Этот герб вошел в употребление после 1250 года, во время царствования Оттокара II, которого современники называли «король железный – король золотой». Прозвище «Железный» Оттокар II заслужил благодаря своему непобедимому и железному войску, «Золотым королем» в христианских странах его называли из-за великолепия королевского двора и личной щедрости монарха.
Под скульптурой короля Фридриха I помещен герб Королевства Пруссии. На гербе изображен на серебряном поле черный коронованный орел с монограммой Фридриха Великого на груди, держащий в лапах скипетр и державу.

В 1701 году курфюрст Фридрих Гогенцоллерн короновался в Кенигсберге под именем Фридриха I, короля Пруссии.

Прусский герб, возникший в 1525 году, отражал династическую близость нового герцогства Бранденбургу и принадлежность к дому Гогенцоллернов.
Под скульптурой герцога Альбрехта Бранденбургского (1490–1568) находится герб маркграфства Бранденбург. Он представляет собой червленого в серебре, вооруженного скипетром и мечом орла с шапкой курфюрста на голове. На груди орла – лазоревый щиток с золотым курфюршеским скипетром, который указывает на должность эрцкамерария и показывает, что Гогенцоллерны входили в число семи важнейших князей Германии, избиравших императора.

Под фигурами королей между двух стрельчатых арок находятся гербы двух земель, входивших в состав Пруссии: Самбии (Замланда) и Натангии.
Самбия – природно-исторический район, лежащий к северу от Кёнигсберга.
Натангия – природно-исторический район, лежащий к югу от Кёнигсберга.
Сами названия переводятся с мертвого прусского языка как «община», «братство», «простой народ».

После натурного обследования объектов и проведенных лабораторных исследований были выполнены соответствующие работы по восстановлению.

Выполненные работы


Работы велись с установленных инвентарных лесов и подмостей. На время работ леса укрывались навесом и защитной пленкой для поддержания необходимого плюсового температурного режима внутри рабочего пространства и защиты от попадания атмосферных осадков.

Реставрация скульптур королей:


Произведены работы по тщательной расчистке камня от поверхностных загрязнений и атмосферных корковых образований. Применялись технологии ручной расчистки с использованием щетинных кистей, медицинских скальпелей, деревянных стеков. Также применялась технология расчистки с использованием струйно-вихревой абразивной обработки (СВАО), с подбором специального синтетического гранулята, необходимого для щадящей расчистки камня. При расчистке песчаника отдается предпочтение сухому методу, так как излишнее переувлажнение поверхности способно окрасить камень в неконтролируемые потеки и пятна из-за наличия большого количества включений в структуре камня.

После расчистки поверхность песчаника была обработана специальным раствором, обладающим антисептическим свойством, для удаления биодеструкторов в порах камня.
В структуре песчаника также присутствуют включения глины, которые могут способствовать разрушению камня. Поэтому реставраторы обработали поверхность составом, предотвращающим гигроскопическое набухание песчаника, содержащего в составе глинистые включения.

Жители и гости Калининграда считают этот объект культурного наследия одной из основных достопримечательностей области.

В процессе работ по расчистке были демонтированы слабо держащиеся реставрационные вставки, затем, после расчистки, они монтировались обратно, с предварительной противокоррозионной обработкой всех крепежных элементов, при необходимости пироны заменяли на новые, не подвергающиеся коррозии.
Произведены работы по структурному укреплению песчаника и инъектированию трещин укрепляющим составом.

Для восполнения утрат подбирался специальный мастиковочный состав на основе натуральной гидравлической извести.

По окончании работ на поверхность камня был нанесен тонкий жертвенный слой известкового раствора. Он необходим для защиты песчаника, экспонирующегося на открытом воздухе, от воздействия агрессивной атмосферной среды. Состав заполняет мелкие дефекты и обеспечивает консервацию оригинального камня. Для защиты камня от попадания влаги на поверхность был нанесен состав, обладающий гидрофобными свойствами.

Реставрация гербов:


Произведены все этапы по расчистке поверхности от отслаивающихся пленочных и корковых фрагментов, сухая расчистка и промывка поверхности от сажисто-копотных загрязнений. Работы велись кистями и туго отжатыми ватными тампонами методом прокатки.

Удалены деструктированные реставрационные восполнения основы. Выполнено структурное укрепление поверхности.

Методом пробных расчисток определена необходимость полного удаления имеющихся реставрационных тонировок с целью раскрытия и сохранения следов оригинального живописного слоя.

Художник-реставратор высшей категории МК РФ Смирнова Ирина Александровна в процессе тонировок и воссоздания утрат живописи

После были восполнены утраты основания составом на основе гидравлической извести.
По открывшимся участкам авторской живописи были определены цвета живописного слоя, а также воссоздан утраченный рисунок гербов. Произведены тонировки и воссоздание живописи на утраченных участках, все работы производились в границах утрат с сохранением участков авторской живописи. Использовались краски, предназначенные для наружных работ, способные выдерживать воздействие открытой окружающей среды.
По окончании работ была произведена консервация поверхности, заключающаяся в защитной обработке против роста биодеструкторов и гидрофобизирующей обработке, защищающей от попадания влаги.



Работы были проведены в октябре – ноябре 2021 года, леса демонтированы в начале декабря к торжественному открытию памятника после реставрации.

Адрес: г. Санкт- Петербург,
Ул. Оружейника Фёдорова, д. 5, тел. +7 (812) 676-70-10,
www.rm-nasledie.com
Made on
Tilda