События и новости
Актуально

Елена Драпеко: Хочется вернуть честный разговор с властью

«Тогда Координационный совет имел большой вес»


Даже по ходу мероприятия, которое собрало председателей творческих союзов города на Неве, по их выступлениям и репликам с мест было понятно, что единого плана действий в современных условиях у них нет. И когда замещавший на заседании председателя Координационного совета Олега Романова (он не смог прийти по болезни) председатель Российского творческого союза работников культуры Анатолий Константинов предоставил слово Елене Драпеко, впервые выступающей в новом качестве президента совета, она, прежде чем перейти к задачам сегодняшнего дня, предложила вспомнить, как проблемы в области культуры решались в безденежные 90-е.

Тогда, по ее словам, самые животрепещущие вопросы в этой сфере обсуждались на съездах интеллигенции города. Которые сразу определили приоритеты для приложения сил. Всего их получилось семь.

Одними из самых важных участники съездов сочли вопросы, связанные с творческим развитием подрастающего поколения.

«Мы добились того, что в Санкт-Петербурге в эти непростые годы билет в детские театры стоил дешевле, чем бутерброд. Мы сохранили детскую филармонию, многие другие детские учреждения культуры – всё, что касалось доступности учреждений для детей», – вспоминает Елена Драпеко.

Тогда было создано 13 экспертных советов по отраслям культуры и еще 13 – по стратегическому планированию, которое заглядывало на 10 лет вперед. В результате, как ни удивительно, при почти полном безденежье хватало на всё. Потому что таким образом творческая интеллигенция через экспертные советы контролировала каждую копейку, которая выделялась из бюджета города на культуру.

Всё это открыто публиковалось, была понятная, прозрачная система, кому, сколько и на какие цели выделяется денег. А Комитет по культуре Санкт-Петербурга также придерживался обозначенных советами направлений, определяли которые не чиновники, а эксперты – деятели культуры – и ученые-культурологи.

«Тогда Координационный совет имел большой вес. И мне бы хотелось вернуть честный разговор с властью», – призналась Елена Драпеко.

Нужен диалог с депутатами


По ее словам, пока власть недооценивает возможности и ресурсы творческих союзов. Которые из «благотворительного» сообщества должны снова стать экспертным, решающим задачи формирования государственной политики в городе в отношении культуры.
Сейчас у творческих союзов немало вопросов к концепции развития культуры в городе на Неве до 2035 года. Драпеко призвала наладить диалог с Законодательным Собранием Санкт-Петербурга после того, как будут полностью сформированы его комиссии, формулирующие повестку дня.

Пока же мешает то обстоятельство, что сейчас «всё перевернуто», поскольку исполнительная власть фактически «сама пишет себе законы».

Для того чтобы творческие союзы получили собственный голос, который бы был слышен всем, нужно найти консолидирующую тему, которая бы касалась всех. Будь то хозяйственные, экономические или социальные проблемы.

Хотя Санкт-Петербург – самый крупный в мире объект ЮНЕСКО, но в российском законодательстве объектов ЮНЕСКО... просто нет. А существующая в Санкт-Петербурге трехсторонняя комиссия по таким объектам не собиралась уже три года и скорее имитирует деятельность, чем реально работает.

Точно так же до сих пор не принят разработанный закон о границах исторических поселений, которые уже четыре года не могут согласовать. Как не действует теперь и градостроительный план Санкт-Петербурга, приостановленный губернатором, как не отвечающий современным требованиям. Сейчас он дорабатывается, и от того, какие в него будут внесены изменения, зависит будущее Северной столицы.

То есть каждый творческий союз мог бы предложить свои темы для обсуждения, а другие коллективно поддержали бы коллег.

Нужен разговор на равных


«Самое главное – чтобы мы с чиновниками начали разговаривать на равных», – считает Елена Драпеко.

Еще одна проблема, которую в век информации просто необходимо решать, – создание общественного мнения. Сегодня у каждого творческого союза есть свои сайты. Если объединить эту информацию в единый бумажный и электронный справочник, можно гораздо оперативнее и эффективнее доносить ее до общественности для решения назревших проблем.

Кроме того, как заметили участники заседания, в Санкт-Петербурге нет своего закона о творческих союзах. Хотя таковой принят в некоторых регионах. Это тоже надо учесть при взаимодействии с новым составом депутатов регионального парламента.

В ходе заседания Елена Драпеко представила некоторые данные из отчета о том, как расходовались в прошлом году средства федерального бюджета на цели культуры. Даже в пандемичный год финансирование культуры в стране было увеличено больше чем на 7 млрд рублей, до 145 с лишним млрд. По мнению Елены Драпеко, это «неплохая сумма». Она делится в основном на три большие части: сохранение культурного наследия, на «живую» культуру и кинематограф.

На эти деньги было модернизировано 337 клубов и досуговых учреждений на селе. Там появились кинозалы, где идет прокат отечественных фильмов. Свыше 300 детских музыкальных и художественных школ, других учреждений культуры для детей было оснащено инструментами и учебными материалами. Свыше 170 библиотек были переоснащены по модельному стандарту. Оцифровано 2 500 фильмов и восемь тысяч книжных памятников. Лучшие творческие коллективы и работники получили гранты.
Этот перечень можно продолжать и продолжать. И хотя есть проблемы с исполнением бюджета из-за коронавируса, положительные изменения налицо.

«Мы объяснили правительству, что культура – это идеология», – говорит Елена Драпеко. В новой Госдуме экспертное сообщество в области культуры также представлено достаточно широко. При этом необходимо привлекать к разговору и молодежь.
Made on
Tilda