События и новости
Портрет художника

Свет, серебро и миры Валентина Самарина

В свои 94 года Валентин Самарин из Санкт-Петербурга остается одним из самых необычных фотохудожников мира.

Рождение Sanki

Люди, совершающие великие открытия, как правило, не ограничиваются одним образованием, а учатся всю жизнь, совмещая порой самые разные сферы. И открытия чаще всего рождаются на стыке нескольких наук. Жизнь Валентина Самарина – прямое тому подтверждение.

Родился он в 1928 году в Ленинграде в семье военного. Поступив в юности в инженерное училище, вскоре перешел на физмат Ленинградского университета, оттуда – в мореходное училище. Затем – возвращение в университет, но уже на философский факультет. А после службы в армии успел получить еще и педагогическое и театральное образование.

«Четыре ведьмы из балета «Фауст II» Мориса Бежара». Париж. 1986

И его изобретение – Sanki – также родилось на стыке технического и творческого. Видимо, сыграло свою роль каждое из его образований. Само слово «sanki» – из сан­скрита и означает соприкосновение с высшей материальностью присутствия в этом мире.
В настоящее время на выставке в АРТМУЗЕ – триумф его второго открытия в фотографии. Это более 60 работ на базе черно-белой пленки (почти всегда – 35-миллиметровая кинопленка) с возникновением изображения на черно-белой фотобумаге. У чародея Самарина, почти без его участия и без каких-либо «подкрашиваний», возникает удивительно гармоничная и полная цветовая гамма.

Второе открытие серебряной фотографии Самарин относит к 1974 году – в созданных им снимках выставки ленинградских художников в ДК Газа. Свои фотографии он назвал тогда Maya Akt Photography (что отсылает к иероглифам письменности Майя, расшифрованным Юрием Кнорозовым, у которого некоторое время в качестве ассистента работал Валентин Самарин).

«Мастер и Маргарита». Балет Бориса Эйфмана. Париж. 1995

Многомирность

«В основе возникновения изображения Sanki – суперпозиция двух и более негативов, каждый из которых со своей реальностью. Во многих случаях возникает и третья суперпозиция – Звездного Неба, которая всегда с нами. В некоторых работах ее можно найти в синеграфической суперпозиции Круга. И ко всему этому добавляется суперпозиция внутреннего, невидимого присутствия фотографа», – так объясняет возникновение фотографии Sanki сам автор.

«Тайна Преображения» (метапортрет). Париж. 2000

В мастерской алхимика

Алхимия для него – это весь видимый и невидимый мир, в котором свершаются самаринские чудеса. А точнее, это светочувствительная эмульсия серебра, в которой происходит преображение первоначального снимка, – триумф средневековых алхимиков: из ничего возникает всё. Используя химию немецкого Tetenal и французского Colorvir, он полностью нарушает рекомендации по применению этих составов и входит в контакт с изображением, которое расцветает для него всей гармонией цветов, невозможной для живописца. Здесь раскрывается Тайна другой реальности в нас.

«Грани Страсти» Филлип Толляр. Манхайм. 1994

Нематериальный характер происходящего

Нематериальный характер происходящего заключается в трех стихиях. Самарин представляет его так:
«1. Это другая материальность в нас и в окружающем мире – еще не разгаданная современной наукой.
2. Частица этой материальности-нематериальности, которая дана человеку в рождении и возникает в жизни, его человеческая душа, всегда единственная и абсолютная, его Sanka.
3. Сама возникающая фотография Sanki.
Нематериальность его Sanki – это Тайна каждого человека, ни с чем не сравнимая и единственная во всей Вселенной».

«Круг человека». Санкт-Петербург. 2006

Выйти из сквата

Как показывает история человечества, люди, делающие великие открытия, часто бывали не в ладу с обществом. Самарин исключением не стал. Он не только в творчестве, но и в жизни шел по неформальному пути, став одним из самых заметных людей в питерском андеграунде в советские времена, чем сразу привлек к себе внимание соответствующих органов, хотя ничего противозаконного не делал. И в конце концов, после нескольких историй, одной из которых было вступление в женский антисоветский клуб (он там был единственным членом мужского пола), ему предложили выехать из страны, как это было со многими диссидентами, «по приглашению из Израиля». Он обосновался во Франции, в удивительном монжеронском замке (в котором еще в XI веке жила дочь Ярослава Мудрого – Анна Ярославна) – в то время там был русский культурный центр.

Мим-театр на Волхонке (Москва). 1978 г.

Одновременно Самарин работал в одном из художественных скватов Парижа, в котором уже жило и работало немало художников, поэтов и музыкантов из России. Многие из них стали близкими друзьями Самарина. Это Алексей Хвостенко, Александр Путов, Юрий Титов, Алексей Батусов, Михаил Богатырев, позднее – Юрий Гуров и др.

Несмотря на романтическую подоплеку, жизнь в таких мастерских была не сахар. Хуже всего было то, что многие вольные художники, первоначально рассматривая жизнь в таком сквате как временный вариант, оставались там надолго, если не навсегда: выйти за пределы узкого круга русской творческой эмигрантской тусовки не получалось почти ни у кого.

О Валентине Самарине узнали, его работы стали покупать. А некоторые – даже выставлять на аукционах. Так, метапортрет поэта Иосифа Бродского ушел на московском аукционе за 38 млн рублей, что, как считает Самарин, было очень низкой ценой для искусства Sanki.

«10 Заповедей». Филлипп Толляр. Манхайм. 1993

Театр (прежде всего балет) – главная тема фотографии Sanki


В Париже Самарин работал много и плодотворно, снимал балеты, город, портреты местной богемы. Большую известность ему принесли его работы из мира театра и балета. Балет – это всегда соединение нескольких искусств и профессий: композитора, танцора, постановщика.

Из тысяч снимков, наверное, половина посвящена балету. В основе истории Sanki-балета стоял Леонид Якобсон (его хореографические миниатюры на тему Родена, «Антоний и Клеопатра» и другие балеты). Самарин снимал «Идиота» в постановке Бориса Эйфмана, в котором Алла Осипенко танцевала Настасью Филипповну, а Джон Марковский – Рогожина. Во Франции – балет Мориса Бежара, Каролин Карлсон, Пины Бауш, Ролана Пети и балет Филиппа Толляра – в Германии. Выставки работ Валентина Самарина сначала вызвали интерес парижан, затем они поехали в Германию, Нидерланды, Польшу, другие европейские страны, в Израиль и Марокко.

«Христос Воскресе». Париж. 1984


Яркой страницей биографии Самарина стало знакомство с поэтом, музыкантом и актером Алексеем Хвостенко, с которым они организовали в Париже русский клуб «Симпозион». Там Хвост, как звали его друзья, поставил девять спектаклей, зрителями которых были не только русские эмигранты и туристы, но и парижане.

В Париже Самарин прожил около 20 лет, но в 2006 году получил российское гражданство и вернулся в Санкт-Петербург.

«Грани Страсти». Филлип Толляр. Манхайм. 1994


Хотя Самарин известен прежде всего своими необычными фотографиями, которых, по его подсчетам, около 20 тысяч, – у него и более 3 тысяч живописных работ.
Несмотря на почтенный возраст, в свои 94 года он обладает ясным, проницательным умом, отличным чувством юмора, посещает выставки и премьеры и в курсе всей культурной жизни Северной столицы.

В настоящее время создается большой фильм «Белая Рукопись» о Валентине Самарине и искусстве Sanki, режиссер которого – близкий друг Валентина и соавтор всех его электронных презентаций, Алексей Родионов.
Made on
Tilda