В свои 94 года Валентин Самарин из Санкт-Петербурга остается одним из самых необычных фотохудожников мира.
Рождение Sanki
Люди, совершающие великие открытия, как правило, не ограничиваются одним образованием, а учатся всю жизнь, совмещая порой самые разные сферы. И открытия чаще всего рождаются на стыке нескольких наук. Жизнь Валентина Самарина – прямое тому подтверждение.
Родился он в 1928 году в Ленинграде в семье военного. Поступив в юности в инженерное училище, вскоре перешел на физмат Ленинградского университета, оттуда – в мореходное училище. Затем – возвращение в университет, но уже на философский факультет. А после службы в армии успел получить еще и педагогическое и театральное образование.
![](https://static.tildacdn.com/tild3062-3662-4734-b732-626166386232/_1177674_121.jpg)
И его изобретение – Sanki – также родилось на стыке технического и творческого. Видимо, сыграло свою роль каждое из его образований. Само слово «sanki» – из санскрита и означает соприкосновение с высшей материальностью присутствия в этом мире.
В настоящее время на выставке в АРТМУЗЕ – триумф его второго открытия в фотографии. Это более 60 работ на базе черно-белой пленки (почти всегда – 35-миллиметровая кинопленка) с возникновением изображения на черно-белой фотобумаге. У чародея Самарина, почти без его участия и без каких-либо «подкрашиваний», возникает удивительно гармоничная и полная цветовая гамма.
Второе открытие серебряной фотографии Самарин относит к 1974 году – в созданных им снимках выставки ленинградских художников в ДК Газа. Свои фотографии он назвал тогда Maya Akt Photography (что отсылает к иероглифам письменности Майя, расшифрованным Юрием Кнорозовым, у которого некоторое время в качестве ассистента работал Валентин Самарин).
![](https://static.tildacdn.com/tild3235-6534-4864-b765-376236313432/12043066_78784731133.jpg)
Многомирность
«В основе возникновения изображения Sanki – суперпозиция двух и более негативов, каждый из которых со своей реальностью. Во многих случаях возникает и третья суперпозиция – Звездного Неба, которая всегда с нами. В некоторых работах ее можно найти в синеграфической суперпозиции Круга. И ко всему этому добавляется суперпозиция внутреннего, невидимого присутствия фотографа», – так объясняет возникновение фотографии Sanki сам автор.
![](https://static.tildacdn.com/tild3733-6136-4432-b833-616264646232/_1177677_.jpg)
В мастерской алхимика
Алхимия для него – это весь видимый и невидимый мир, в котором свершаются самаринские чудеса. А точнее, это светочувствительная эмульсия серебра, в которой происходит преображение первоначального снимка, – триумф средневековых алхимиков: из ничего возникает всё. Используя химию немецкого Tetenal и французского Colorvir, он полностью нарушает рекомендации по применению этих составов и входит в контакт с изображением, которое расцветает для него всей гармонией цветов, невозможной для живописца. Здесь раскрывается Тайна другой реальности в нас.
![](https://static.tildacdn.com/tild6361-3565-4436-a233-393731366666/1magia_sanki_01_auto.jpg)
Нематериальный характер происходящего
Нематериальный характер происходящего заключается в трех стихиях. Самарин представляет его так:
«1. Это другая материальность в нас и в окружающем мире – еще не разгаданная современной наукой.
2. Частица этой материальности-нематериальности, которая дана человеку в рождении и возникает в жизни, его человеческая душа, всегда единственная и абсолютная, его Sanka.
3. Сама возникающая фотография Sanki.
Нематериальность его Sanki – это Тайна каждого человека, ни с чем не сравнимая и единственная во всей Вселенной».
![](https://static.tildacdn.com/tild3931-6162-4230-a663-346439643535/10849792_63530212658.jpg)
Выйти из сквата
Как показывает история человечества, люди, делающие великие открытия, часто бывали не в ладу с обществом. Самарин исключением не стал. Он не только в творчестве, но и в жизни шел по неформальному пути, став одним из самых заметных людей в питерском андеграунде в советские времена, чем сразу привлек к себе внимание соответствующих органов, хотя ничего противозаконного не делал. И в конце концов, после нескольких историй, одной из которых было вступление в женский антисоветский клуб (он там был единственным членом мужского пола), ему предложили выехать из страны, как это было со многими диссидентами, «по приглашению из Израиля». Он обосновался во Франции, в удивительном монжеронском замке (в котором еще в XI веке жила дочь Ярослава Мудрого – Анна Ярославна) – в то время там был русский культурный центр.
![](https://static.tildacdn.com/tild3832-6334-4161-b234-656531666166/_1177711__111.jpg)
Одновременно Самарин работал в одном из художественных скватов Парижа, в котором уже жило и работало немало художников, поэтов и музыкантов из России. Многие из них стали близкими друзьями Самарина. Это Алексей Хвостенко, Александр Путов, Юрий Титов, Алексей Батусов, Михаил Богатырев, позднее – Юрий Гуров и др.
Несмотря на романтическую подоплеку, жизнь в таких мастерских была не сахар. Хуже всего было то, что многие вольные художники, первоначально рассматривая жизнь в таком сквате как временный вариант, оставались там надолго, если не навсегда: выйти за пределы узкого круга русской творческой эмигрантской тусовки не получалось почти ни у кого.
О Валентине Самарине узнали, его работы стали покупать. А некоторые – даже выставлять на аукционах. Так, метапортрет поэта Иосифа Бродского ушел на московском аукционе за 38 млн рублей, что, как считает Самарин, было очень низкой ценой для искусства Sanki.
![](https://static.tildacdn.com/tild3861-6234-4238-b132-353266353635/12087899_16185011684.jpg)
Театр (прежде всего балет) – главная тема фотографии Sanki
В Париже Самарин работал много и плодотворно, снимал балеты, город, портреты местной богемы. Большую известность ему принесли его работы из мира театра и балета. Балет – это всегда соединение нескольких искусств и профессий: композитора, танцора, постановщика.
Из тысяч снимков, наверное, половина посвящена балету. В основе истории Sanki-балета стоял Леонид Якобсон (его хореографические миниатюры на тему Родена, «Антоний и Клеопатра» и другие балеты). Самарин снимал «Идиота» в постановке Бориса Эйфмана, в котором Алла Осипенко танцевала Настасью Филипповну, а Джон Марковский – Рогожина. Во Франции – балет Мориса Бежара, Каролин Карлсон, Пины Бауш, Ролана Пети и балет Филиппа Толляра – в Германии. Выставки работ Валентина Самарина сначала вызвали интерес парижан, затем они поехали в Германию, Нидерланды, Польшу, другие европейские страны, в Израиль и Марокко.
![](https://static.tildacdn.com/tild3864-3766-4438-a536-343864373330/P1166401.jpg)
Яркой страницей биографии Самарина стало знакомство с поэтом, музыкантом и актером Алексеем Хвостенко, с которым они организовали в Париже русский клуб «Симпозион». Там Хвост, как звали его друзья, поставил девять спектаклей, зрителями которых были не только русские эмигранты и туристы, но и парижане.
В Париже Самарин прожил около 20 лет, но в 2006 году получил российское гражданство и вернулся в Санкт-Петербург.
![](https://static.tildacdn.com/tild6239-6364-4036-a338-313861313730/13466243_11258580808.jpg)
Хотя Самарин известен прежде всего своими необычными фотографиями, которых, по его подсчетам, около 20 тысяч, – у него и более 3 тысяч живописных работ.
Несмотря на почтенный возраст, в свои 94 года он обладает ясным, проницательным умом, отличным чувством юмора, посещает выставки и премьеры и в курсе всей культурной жизни Северной столицы.
В настоящее время создается большой фильм «Белая Рукопись» о Валентине Самарине и искусстве Sanki, режиссер которого – близкий друг Валентина и соавтор всех его электронных презентаций, Алексей Родионов.