События и новости
Портрет художника

«Радость» и «Удача»

Мало найдется в России людей, которые не были бы знакомы с творчеством художника Олега Яхнина из Санкт-Петербурга. Множество классических детских книг, в том числе таких знаменитых писателей, как К. Чуковский, А. П. Чехов, М. Е. Салтыков-Щедрин, Астрид Линдгрен, Э. Т. А. Гофман, выходили и выходят с иллюстрациями Яхнина.

То есть, перефразируя известное выражение, он приходит к нам с самого детства. Творчество художника многогранно, а его произведения находятся в собраниях 75 музеев нашей страны, в том числе Русского музея, Третьяковской галереи, Эрмитажа.
В свои 77 лет он полон планов и сейчас работает над созданием музея и творческих художественных мастерских, которые появятся в городе Озерске Калининградской области. Почему классик выбрал для этого маленький городок, хотя мог сделать это в любом российском мегаполисе, как пришел в творчество, над чем работает сейчас, он рассказал «Балтийскому статусу».



Яхнин Олег Юрьевич

Заслуженный художник РФ Олег Юрьевич Яхнин родился 1945 году в г. Лесозаводске Приморского края. В 1972 г. окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Заслуженный художник России. Академик Российской академии естественных наук, член Академии современного искусства Санкт-Петербурга. Почетный профессор Университета строительства, транспорта и архитектуры (УСТА) г. Бишкека (Кыргызстан), почетный профессор Художественного института г. Нанкине (Китай). Председатель секции графики, член правления Санкт-Петербургского союза художников. Почетный член Российского творческого союза работников культуры. Учредитель и художественный руководитель Фонда развития и поддержки графики «Искусство графики», основатель музея-мастерской графики при фонде.
Работая в области живописи, станковой и книжной графики, акварели, рисунка, пастели, он создал многочисленные произведения, многие из которых находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственном Эрмитаже, в более чем 70 музеях России, а также в музеях США, Великобритании, Германии, Китая, Египта, Киргизии, Украины, Белоруссии, в национальных библиотеках России, Китая, США, Латвии. Участник около 700 российских и зарубежных выставок, а также 85 персональных выставок в России и других странах. В 1989–1991 гг. – один из организаторов и глава художественной редакции журнала творческих союзов «Искусство Ленинграда». С 1993 по 2007 год Олег Яхнин – директор выставочных программ Международного фестиваля искусств «От авангарда до наших дней». Выставки фестиваля, созданные Яхниным, проходили в крупнейших залах города: ЦВЗ «Манеж» (1993, 1994), Выставочный центр СХ (1996, 2000, 2001, 2002), Малый зал филармонии (1997, 1999). Выставка «Мастер и ученик», организованная Олегом Яхниным, проходила в рамках Дней культуры Санкт-Петербурга в Хельсинки в Югенд-зале г. Хельсинки. Он автор и руководитель выставочных проектов Международной биеннале графики в Санкт-Петербурге, (с 2011-го – Триеннале графики), которые проходили в Выставочном центре СХ СПб (2002), Центральном выставочном зале «Манеж» и выставочный центр СХ СПБ (2004), ЦВЗ «Манеж» (2006), Выставочном центре СХ СПб (2008), ЦВЗ «Манеж» (2011), ВЦСХ (2014), Всероссийском музее А. С. Пушкина (2017), а также Международных фестивалей графики в Выставочном центре СХ СПб (2003, 2005, 2007, 2009). Ежегодные молодежные выставки, организованные Олегом Яхниным, под названием «Надежда» (2003–2011). К 70-летию художника в Государственном Русском музее была открыта его персональная выставка. Также состоялась персональная выставка «Олег Яхнин и ученики» в Выставочном центре СХ СПб, где была представлена ретроспектива творчества художника с лучшими работами за 45 лет творческой деятельности, одновременно в залах экспонировалось около 1 000 картин автора, в экспозицию вошли и работы его выдающихся учеников за последние 15 лет преподавательской деятельности.
Яхнин О. Ю. – лауреат многих выставок, фестивалей, смотров-конкурсов. Он удостоен дипломов Союза художников России и Академии художеств России, награжден государственной медалью «За трудовые заслуги»(1986), Золотой медалью Союза художников России (2022), отмечен благодарностью президента РФ В. В. Путина (2020), благодарностями губернаторов СПб В. А. Яковлева (2001), Г. С. Полтавченко (2018), общественными наградами «Человек года» (2008), удостоен почетного звания и знака «Рыцарь науки и искусства» (2015), медали «Личность Петербурга»(2016), звания «Мастер» (2000) и – дважды – профессиональной книгоиздательской премией «Книжный червь» за продвижение графического искусства и популяризацию книжной графики (2015).


– Олег Юрьевич, ваша жизненная энергия просто поражает. Откуда вы ее берете?

– Как известно, все мы родом из детства, и всё это было заложено, видимо, еще тогда. По рассказам отца, я родился прямо посреди реки Уссури – на водоплавающей машине, которая единственная пришла сюда из Америки по ленд-лизу. До роддома маму довезти не успели, и роды принимал полковой врач. В это время отец служил на пограничной заставе, ближайший роддом находился в городе Лесозаводске, который, естественно, и считается местом моего рождения. Отец мой, военный журналист, ушел на фронт сразу после окончания школы и во время Отечественной войны был корреспондентом армейской газеты, а затем его направили на Дальний Восток, где он – тоже в качестве корреспондента – участвовал в войне с японцами. Потом отца перевели в город Ворошилов (сейчас Уссурийск), а затем в Хабаровск, в окружную газету «Суворовский натиск». В Хабаровске я, учась в школе, параллельно занимался в изокружке Дворца пионеров, а в 15 лет уехал учиться во Владивосток – в художественное училище. Все пять лет учебы я жил в общежитии; днем учился, вечером – тренировки, так как я занимался спортом, а ночью дополнительно рисовал в мастерских училища. Чтобы всё успеть, надо было четко выстраивать свое время. К тому же спортом я занимался серьезно и стал шестикратным чемпионом Приморского края сначала среди юношей, потом среди молодежи и среди взрослых по классической борьбе (сейчас греко-римская). Это, конечно, занимало много времени, поэтому без самодисциплины было никак. Из-за частых поездок на соревнования я почти год занятий пропустил, но сумел с отличием окончить училище и поступить в Репинский институт – сейчас он называется Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина, где я также жил и работал в густо населенных комнатах общежития все шесть лет учебы, что послужило большой школой общения, экономии времени и дисциплины.

«Летят утки». акварель

После окончания академии по распределению преподавал в художественном училище города Красноярска, а вернувшись в Ленинград в 1975 году, я преподавал одно время в академии, а потом 20 лет заведовал кафедрой графики в другом институте. Всё это заставляло держаться, что называется, в тонусе, активно занимаясь творчеством, своими проектами и общественной работой в Союзе художников.

– Часто большие художники работают в каком-то определенном направлении. У вас есть такое?


– Я разноплановый художник. Хотя меня многие знают прежде всего как графика – и я даже председатель секции графики в Санкт -Петербургском союзе художников. Но я окончил училище как живописец, а академию – как книжный график, и поэтому всё время после окончания института я, несмотря на активную работу в книге и в станковой графике, постоянно занимаюсь живописью. Сейчас особенно много времени отдаю живописи. Так у меня и существуют две любви одновременно в свободном творчестве — графика и живопись.

Триптих «Всё проходит», центр. часть. Х. м., 160х200


Постоянно иллюстрирую книги, где приходится окунаться в различные исторические эпохи. Так получилось, что какие-то книги связаны с античностью. Это и «Я Клавдий» Р. Грейвса, и «Война с Ганнибалом» Тита Ливия, которая была издана в двух издательствах, и сто иллюстраций к поэзии Катулла, которые готовятся к изданию. А также офорты для авторской книги «Женщины Трои» для греческого издателя и коллекционера.
Иногда книга выводит на какие-то темы, которые становятся темами для станковых серий. Так было и с книгой «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Но бывает, что серии станковых листов становятся основой для иллюстраций, как, например, получилось с серией литографий к «Фаусту» Гете.

«Задолбали». Бумага, тушь, кисть., 130х100

Очень много мне дал А. П. Чехов, заставив пересмотреть свое мироощущение. Две проиллюстрированные и изданные книги его рассказов послужили основой для создания большой серии станковых рисунков и литографий.


Иногда бывает так, что выход книги с моими иллюстрациями приходится ждать несколько лет, как это было с детской книгой известного искусствоведа и писателя Александра Боровского, в связи с проблемами издательств, но вот в данное время, пролежав почти десять лет, она наконец находится в печати.

– Ваши произведения находятся в крупнейших музеях России, начиная с Владивостока и заканчивая Калининградом. И вдруг – Озерск. Как так получилось?

– В моей жизни было множество поездок в различные страны и многие уголки нашей страны. Легче назвать, где я не был. А в Калининград я дважды в начале девяностых приезжал на открытие биеннале графики, где был участником, нас возили по некоторым замечательным местам области. А в середине девяностых участвовал в выставке художников Петербурга в Немецко-Русском доме в Калининграде и также приезжал на открытие, где давал мастер-класс. И конечно, знаком с некоторыми калининградскими художниками.

«Удача». Бумага, тушь, кисть., 130х100

Я, создав четыре международные биеннале графики и три триеннале графики в Санкт-Петербурге, мечтал организовать музей графики, собрав большую коллекцию графических произведений. Приобретал старинные печатные станки, коллекции печатных машинок, были собраны различные печатные инструменты, многие оттиски печатных работ разных стран и времен и т. д. На основе этого был открыт музей-мастерская в Санкт-Петербурге, который просуществовал несколько лет в арендованных помещениях, в выставочном зале которого прошло много различных, подчас знаковых, выставок.

«Радость». Бумага, тушь, кисть., 130х100

Но в связи с различными организационными проблемами пришлось отказаться от аренды и думать, как быть дальше. И нашли подходящее место – красивый старинный городок Озерск (бывший Даркемен), здесь и были приобретены помещения в центре города для музея и творческих мастерских. Тем более что идея организовывать очаги культуры и искусства в малых городах стала довольна популярна в России. Теперь необходимо выполнить ремонт и решить главную проблему – завезти туда коллекцию и оборудование, сделав не только музей, но и настоящий дом творчества, куда могли бы приезжать жить и работать не только мы, но и другие художники.

– У вас много учеников. У вас есть последователи, которые идут вашей дорогой…

– Главное, чему я всегда следовал, придерживаясь своего опыта и каких-то определенных принципов в преподавании, – это чтобы ученики ни в коем случае не копировали слепо мои манеры и темы в своих работах, несмотря на то что я почти всегда работаю рядом с ними, обнажая и показывая творческий процесс. Я старался разглядеть в них индивидуальность, их личные наклонности, их собственные индивидуальные свойства, чтобы они становились художниками со своим творческим стилем, высоким мастерством и активным мировоззрением. Поэтому, глядя на лучших, я вижу, что они идут не моей, а своей дорогой, создавая свою творческую биографию. Некоторые, кого я учил в Красноярске, уж давно известные художники, так же как и те, кто учился у меня в академии. Но особенная моя гордость – это выпускники моей кафедры графики, которые успешно работают в искусстве. Их не очень много, но они настоящие профессионалы, члены Санкт-Петербургского союза художников. Например, у Аполлинарии Мишиной трое маленьких детей, а у нее за плечами создание серии офортов для книги (более 100 штук), которая издана, каллиграфических листов и объектов, а в данное время и внушительных размеров текстильных квилтов. Мария Колышкина, помимо преподавания, успешно работает в экслибрисе, сейчас создает большую серию цветных офортов для книги «Алиса в стране чудес». Многие знают и любят – у нас в стране и за границей – литографии и офорты Ирины Козуб, как и работы Леонида Строганова, Анастасии Зыкиной. Я назвал тех, кто в данное время участвует в большой знаковой выставке «Санкт-Петербург – Москва», проходящей в залах Санкт-Петербургского союза художников.

– Что в планах?

– Когда я строю планы, то забываю, сколько мне лет, считая, что всё еще впереди. Забывать забываю, но поторапливаюсь. Готовлюсь к большой работе над «Мастером и Маргаритой», заказанной издательством, делаю иллюстрации к книге «Левит» и предполагаю проиллюстрировать Вертинского. В процессе большие станковые листы на тему «Семь смертных грехов». А еще в перерывах между рисованием работаю над книгой, где размышляю о том, что было, о людях и творчестве, о жизни и ее смысле.

«Двор старого Даркемена». Х. м., 160х160

Часто спрашивают, какие работы у меня самые любимые. Я выставил в своем телеграм-канале больше четырех тысяч различных работ, и нелюбимых там нет. Просто они разные.
Там и листы из цикла «Фауст», из цикла «Король Лир», листы к произведениям И. Бродского, А. Чехова, иллюстрации к К. Кизи и Катуллу. Детские книжки, среди которых «Тараканище» К. Чуковского, изданная в свое время трехмиллионным тиражом, иллюстрации к книгам, изданным в «Детгизе». Станковые серии и серии живописных картин, путевые зарисовки и большие рисунки с химерами «Нотр-Дама», акварели и недавние графические произведения «Радость» и «Удача». Вот эти названия, надеюсь, и символичны для моего творчества.
Made on
Tilda