События и новости
Культура

Синтез искусств

В ситуации, когда современное общество стремительно развивается технологически, эксперты говорят о падении уровня культуры, стремлении свести ее к обычному потреблению. Удерживать высокую планку в области культуры и искусства призваны творческие союзы.

В Северной столице, которая, как известно, является и культурной столицей России, такую задачу призван выполнять Координационный совет творческих союзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. О том, насколько ему это удается, рассказывает БС председатель Совета Олег Романов.



Олег Сергеевич Романов.
Профессор кафедры архитектурного проектирования СПбГАСУ. Президент Санкт-Петербургского союза архитекторов, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук. Заслуженный архитектор Российской Федерации. Почетный строитель Санкт-Петербурга. Вице-президент Международной ассоциации союзов архитекторов (МАСА). Автор более 120 проектов. Ряд объектов занесен в Белую книгу Всемирного клуба петербуржцев. Среди проектов – мемориальный комплекс «Невский пятачок», Музей современного искусства и фондохранилище Русского музея (Санкт-Петербург), Музей Мирового океана в Калининграде.

— Олег Сергеевич, когда был создан Координационный совет и в связи с чем?

— Если говорить официально, общественная организация «Координационный совет творческих союзов Санкт-Петербурга» была создана 24 ноября 1990 года с появлением Федерального закона «Об общественных организациях» и в соответствии с решением представителей правлений творческих союзов Санкт-Петербурга. Глобальными задачами были определены повышение роли культуры в общественной жизни города и координация деятельности творческих союзов. Их сегодня в Совете 17, в том числе из Ленинградской области. Таким образом, границы его деятельности расширились, в том числе и географически. Два самых крупных творческих союза в Совете — художников и архитекторов. В них входит около 5 000 человек. Но значимость союзов не в численности. Так, например, Союз работников культуры, Союз концертных деятелей, Союз кинематографистов не самые большие, но их работа в городе хорошо заметна благодаря организации интересных, значимых мероприятий.

— Что дает Совет самим представителям творческих профессий?

— И в самом начале создания Совета, и сегодня эта организация является уникальной по формату, поставленным задачам и целеполаганию. Например, в Совете появился Фонд творческих мастерских. Это было очень важное решение для художников, архитекторов, деятелей искусства, поскольку речь шла о мастерских с льготной оплатой аренды. В связи с чем был специально сформирован Совет представителей творческих союзов по работе творческих мастерских. В него входят по три представителя от каждого из союзов, чтобы у всех были равные права на мастерские.

— Что сегодня самое главное, на ваш взгляд как председателя, в работе Координационного совета? Какие задачи вы ставите? Как распределены зоны ответственности?

— Главной задачей сегодня является консолидация усилий по повышению роли искусства и культуры, уровень которых в наши дни явно падает. Да и, прямо скажем, отношение властей к искусству сегодня, скажем так, своеобразное. На мой взгляд, было бы эффективно и полезно организовывать фестивали с участием всех творческих союзов, во всем многообразии искусства высокого уровня. Как таковых «установочных» зон ответственности нет, поскольку каждый творческий союз занимается своим видом профессиональной деятельности. При этом необходимо вспомнить забытый термин и вид сотрудничества — «синтез искусств». Уже сегодня есть ряд интересных и неосвоенных тем, таких как «Музей наследия» для огромного количества невостребованных работ уже ушедших в мир иной художников, архитекторов и деятелей культуры. Необходимо поднять тему меценатства и ряд других вопросов, актуальных сегодня.

— Что необходимо, на ваш взгляд, сделать, чтобы повысить эффективность взаимодействия культурной общественности с городской властью?

— Сегодня даже на серьезных культурных мероприятиях нечасто увидишь представителей власти. Понятно, что хозяйственная и экономическая деятельность отнимает массу времени, но и без культуры и искусства с большой буквы не может гармонично развиваться человек. А представители творческого сообщества очень чутко реагируют на приоритеты власти.

К счастью, даже несмотря на печальную тенденцию падения уровня культуры в стране, люди интуитивно тянутся к познанию истории, отечественного и зарубежного искусства. Растет потребность в экскурсионной, просветительской деятельности. В этих условиях роль Координационного совета творческих союзов многократно повышается и требует от нас активной деятельности.
Made on
Tilda